Сценарий занятия по степ аэробики в доу. Ребёнок и программа детской аэробики: комплекс упражнений


Введение

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику и ритмическую гимнастику.

Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему; наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения - на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии - выносливость, танцевальные - пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд./мин., т.е. не выходит за пределы аэробной зоны. Таким образом, работа в партере носит преимущественно
аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 уд./мин., танцевальные - до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) - до 160 уд./мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.

На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд./мин.). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

Описанные выше формы оздоровительной физической культуры в детском саду (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно - аэробика.

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды - степы.

Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.

Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.

Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин.

Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей
направленности для старших дошкольников

Комплекс № 1

В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую, ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. (Дети в облегченной одежде, босиком.)

Подготовительная часть

1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.)
2. Ходьба на степе.
3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.
5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз.

Основная часть

1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.
2. Шаг на степ - со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища.
(1 и 2 повторить три раза.)
3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз.
4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг - присесть); кисти рук, согнутые в локтях, - к плечам, вниз.
5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.
6. Шаг на степ - со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной.
(3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)
7. Бег на месте на полу.
8. Легкий бег на степе.
9. Бег вокруг степа.
10. Бег врассыпную.
(7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.)
11. Обычная ходьба на степе.
12. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи.
13. Шаг в сторону со степа на степ.
14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.
15. Шаг в сторону со степа на степ.
16. «Крест». Шаг со степа - вперед; со степа - назад; со степа - вправо; со степа - влево; руки на поясе.
17. То же, выполняя танцевальные движения руками.
18. Упражнение на дыхание.
19. Обычная ходьба на степе.
20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.
21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.
22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
23. Шаг на степ со степа.
24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).
26. Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 круга).
27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).
28. Бег змейкой вокруг степов.
29. Подвижная игра «Цирковые лошадки».
Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.
Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них.
30. Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 2

Степы расположены в хаотичном порядке.

Подготовительная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.
2. Шаг на степ - со степа, бодро работая руками.
3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади.
4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону.)
5. «Крест». (Повторить 2 раза.)

Основная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой - по левому плечу.
2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед.
3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.
4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.
5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения.
(Повторить 2 раза.)
6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
7. И.п. - то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение.
8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение.
9. Ходьба на степе, бодро работая руками.
10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.
11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны.
12. Повторить № 10.
13. Кружение с закрытыми глазами.
14. Шаг на степ - со степа.
15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.
16. Повторить № 1.
17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.
18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение.
19. Шаг на степ - со степа.
20. Повторить № 18 в другую сторону.
21. Ходьба на степе.
22. Подвижная игра «Физкульт-ура!».
Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне - финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт - помощник!
Спорт - здоровье!
Спорт - игра!
Физкульт-ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.)
23. Игры и упражнения на релаксацию.

Комплексы для утренней гимнастики на степах можно составлять, используя вышеуказанные упражнения. Например, комплекс утренней гимнастики на степах (для старших дошкольников ).
Степы раскладываются в три ряда

1-я часть.

Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

2-я часть.

1. И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади (10 раз).
2. И.п.: о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево. (По 5 раз.)
3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (10-12 раз).
4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10-12 раз).
5. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
6. И.п.: о.с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок (10-12 раз).
7. Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой 2 раза.

Комплекс № 3

В хорошо проветренном зале на полу в три ряда разложены степ-доски. (Дети занимаются босиком, в облегченной одежде.)

Подготовительная часть (1-й музыкальный отрезок)

1. Наклон головы вправо-влево.
2. Поднимание плеч вверх-вниз.
3. Ходьба обычная на месте на степе.
4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ.
5. Приставной шаг назад.
6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.
7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево.
8. Ногу назад, за степ-доску - руки вверх, вернуться в и.п.
9. Выпад ногой вперед, руки в стороны.

Основная часть (2-й музыкальный отрезок)

1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.
2. Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п.
3. То же вправо-влево от степ-доски. Назад от степ-доски.
4. Правую (левую) ногу поставить резко вперед; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.
5. Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ-доски; вернуться в и.п.
6. Приставной шаг на степ-доске с полуприседанием (упражнения повторить два раза).

(3-й музыкальный отрезок)

7. Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в стороны; вернуться в и.п.
8. Стоя на полу перед степ-доской, поставить правую (левую) ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в и.п.
9. И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза).
10. Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ-доске.

(4-й музыкальный отрезок)

11. «Покачивания».
12. Беговые упражнения.
13. Полуприседания с круговыми движениями руками.
14. Беговые упражнения.

(5-й музыкальный отрезок)

15. Прыжковые упражнения.
16. Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны.
17. Прыжковые упражнения.
18. Ходьба вокруг степ-доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.
19. Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.

(6-й музыкальный отрезок)

20. Ходьба обычная на месте.
21. Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко.
22. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.
23. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.
24. И.п. то же; четыре шага вперед-назад.
25. Упражнения на восстановление дыхания. (Длительность занятия 30-35 мин.)

Комплекс с мячами малого диаметра для детей подготовительной к школе группы

1-й музыкальный отрезок. Вводная часть.

Упражнения у стены для формирования правильной осанки (3-4 упр.). Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; бег змейкой между степ-досками и перепрыгиванием (перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время ходьбы дети берут правой рукой мяч малого диаметра); перестроение в три звена к степ-доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к степ-доскам.

Основная часть делится на четыре музыкальных отрезка. Упражнения на степ-досках с малым мячом:

2-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: стоя на степе, мяч в правой руке. Шаг со степа вперед, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.
2. И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.
3. И.п.: то же. Шаг вперед, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки в руку.
4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести вперед на носок перед степом, одновременно вынести вперед правую (левую) руку с мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
5. И.п.: о.с. Выполняется то же движение вправо (влево) от степа.
6. И.п.: о.с. То же - назад от степа.
7. И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо (влево) от степа, три покачивания, вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

3-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степе, руки вперед, мяч в правой руке. Поворот направо (налево), поднимаясь на носки и отводя правую (левую) руку с мячом назад. Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
2. И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить за степ-доску поочередно. Поворот направо - правую ногу: поворот налево - левую ногу.
3. И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперед за степ-доску; руки вперед; мяч переложить; вернуться в и.п.
4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить; вернуться в и.п.
5. И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить над головой; вернуться в и.п.

4-й музыкальный отрезок.

1. Бег на месте, на степ-доске.
2. И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.
3. Бег вокруг степ-доски в правую и левую стороны.
4. Повторить упр. № 2.
5. И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.
6. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.
7. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Бросание мяча о пол и ловля одной рукой, поочередно правой и левой рукой.
8. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.
9. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из руки в руку, переминаясь с ноги на ногу.

5-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Прыжком - ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в и.п.
2. Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях.
3. И.п.: правая нога - на степе, левая - на полу слева от степа, руки в стороны, мяч в левой руке. Прыжком сменить положение ног, мяч переложить в другую руку.
4. Повторить № 2.
5. Ходьба на месте, на степ-доске.
6. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.
7. Перестроение в три звена к степ-доскам. Взять степы.
8. Перестроение в круг. Положить степ-доски по кругу.
9. Ходьба на месте на степ-доске.
10. Шаг назад-вперед.
11. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.

Заключительная часть.

6-й музыкальный отрезок (музыка для релаксации ).

Игра-медитация «У озера». Круг из степов - озеро. Дети в нем «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются», опускают ноги и отдыхают.








Для укрепления здоровья детей Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата Повышать работоспособность и двигательную активность Формировать правильную осанку Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем Развивать потребность в систематических занятиях спортом


Для совершенствования психомоторных способностей Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой Развивать чувство уверенности в себе






Значение степ- аэробики Стойкий интерес к занятиям физической культуры Развитие уверенности, ориентировки в пространстве Развитие общей выносливости Совершенствование точности движений Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности Эффективность физической нагрузки


Программа построена на общепринятых принципах Принцип систематичности и последовательности-непрерывность материала и его повторение Принцип постепенности Принцип индивидуальности Принцип доступности Принцип чередования нагрузки Принцип наглядности Принцип сознательности и активности


Держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными Избегать перенапряжения в коленных составах; Избегать лишнего прогиба спины Не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом При подъёме или опускании всегда использовать безопасный метод подъема Стоя лицом, подниматься, работая ногами, но не спиной


Правила техники выполнения степ - тренировки Выполнять шаги в центр степ - платформы Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами











Классификация упражнений направления вертикального перемещения (вверх или вниз) шаги вверх (Up Step) шаги вниз (Down Step) ведущей ноги с одной и той же ноги со сменой ног наличия или отсутствия вращательного момента вокруг продольной оси, что позволяет разделять элементы на следующие два вида без поворота с поворотом наличия или отсутствия опорной фазы, что позволяет классифицировать движения на шаги подскоки и скачки





Введение

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.

Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.

Выходя из проблемы, тема звучит таким образом: развитие степ – аэробики, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.

Объект исследования – процесс развития двигательной активности.

Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.

Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.

Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу

2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.

3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 5-7 лет.

4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.

5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.

Глава I Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

1.1.Теоретическое обоснование степ – аэробики в детском саду

Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

Необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т.п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)

Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.

Структура занятия и музыкальное сопровождение.

Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).

Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.

Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.

Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.

Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.

На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять:

  • В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
  • При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
  • В основных видах движений: прыжки, бег и т.д.;
  • В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».

Базовые шаги в степ – аэробики.

Все шаги в степ – аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов.

Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе.


Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.

1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.

2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.

3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.

Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.

6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.

7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).

Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.

8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.

9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.

10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.

11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.

12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху.

Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход - по сторонам.

Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.

13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.

Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.

14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.

Увеличить интенсивность занятия степ – аэробики можно с помощью увеличения высоты платформы, увеличение темпа музыки, в основной части занятия; увеличения рычага движения; увеличения амплитуды движения.

Визуальные команды.

На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.

Основные правила музыкального сопровождения занятия.

Подовая условные сигналы к началу или окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, руководителю надо иметь в виду, что сигнал на начало упражнения подается в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпадало с началом нового упражнения. Окончание упражнения должно органически совпадать с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую согласованность двигательных действий и снижает эффективность занятия. Составляя музыкальные фонограммы, необходимо учитывать пол и возраст занимающихся, чтобы избежать нежелательного воздействия музыкальных произведений на технику и поведение занимающихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляет согласованно с развернутым планом – конспектом занятия. Фонограмма записывается с учетом всех нарастаний и спадов интенсивности запланированной работы, количества повторений.

Следует помнить, что разная физическая подготовленность занимающихся может быть компенсирована увеличением или уменьшением амплитуды движений.

Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей

Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.

Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.

Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т.д.

Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.

С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.

Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.

Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.

В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.

Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы), палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.

Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.

В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.

Глава II Особенности организации степ – аэробики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

2.1. Анализ состояния здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста

Работая с детьми 2006 по 2007 год, мною была проведена организация и методика тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического здоровья детей.

Я выделяю одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья в целом, физическое здоровье, характеризующиеся показателями кондиционной физической подготовленности и физического развития. Именно показатели физической подготовленности и физического развития могут направленно улучшаться без каких – либо медикаментозных средств, за счет удовлетворения естественной биологической потребности организма в движениях.

Таблица 1

Данные заболеваемости детей 2006 – 2007 год.

Показатели

2006 – 2007г.

Количество детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Заболеваемость на 1 ребенка д/дн.

Простудная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Инфекционная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Прочая заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

В последнее время наблюдается небольшое снижение в простудных заболеваниях детей, отсутствуют случаи инфекционных заболеваний.

Таблица 2

Динамика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста

Челночный бег, 10м.,

Прыжки в длину с места

Подъем туловища из положения лежа

Статистика равновесия

Ловкость движений

Средний показатель

Наблюдается стабильность в развитии основных движений, увеличение количества детей с более развитыми физкультурными способностями и физическими качествами.

2.2. Основные этапы обучения детей степ – аэробики

Обучение степ – аэробики обусловлено формированию двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:

  • Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
  • Этап разучивания основных движений;
  • Этап совершенствования

Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у обучающихся представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением. В процессе образования представлений условно выделяю три взаимосвязанных звена:

  • осмысление задачи обучения;
  • осмысление проекта её решения;
  • попытка выполнить базовое упражнение в целом или его отдельную часть.

Осмысливая задачи обучения поставленные мною, дети должны понять задачи на всю серию занятий, посвященных изучению конкретных упражнений. Дети стараются вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Основные детали техники мы с детьми познали на последующих этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаются ребенком на основе моих рекомендаций, понимания задачи, предшествующих знаний и имеющегося двигательного опыта.

Составленный мною проект подкрепляется, а часто и корректируется при первых же попытках выполнения упражнения путем его опробования. В зависимости от сложности упражнения опробование его я провожу в целом или по частям. На этапе ознакомления с упражнением обычно используются словесные и наглядные методы, а также методы разучивания в целом или по частям, но только в плане предварительного ознакомления с изучаемым базовым упражнением.

На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе я выделяю стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения, я обучаю детей:

  • основам техники и ведущим движениям двигательного действия;
  • устранять изменение мышечные и психические напряжения при его выполнении;
  • предупреждать возникновение лишних движений.

На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительно высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается. Поэтому главная задача обучения – закрепление основ техники выполнения упражнения, достижения её стабильности.

На этом этапе разучивания двигательного действия широко использую словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы – разучивание по частям, в целом и т.д. На этапе совершенствования формирую двигательный навык, который характеризуется закреплением двигательного действия для постоянных условий реализации, когда автоматизм выполнения движений не препятствует решению двигательной задачи.

2.3. Основные направления работы с детьми по развитию двигательной активности (в рамках степ – аэробики)

2. Использование упражнений на занятии. Я стараюсь подбирать специально физические упражнения, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, такие упражнения благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. (см. приложение).

3. Музыкально игровые комплексы степ – аэробики. Каждый комплекс я направляю на обучение детей разным видам движений, закрепление полученных навыков, развитие физических и нравственно-волевых качеств ребенка.

Максимальную эффективность реализации комплексов в течение учебного года я обеспечиваю, если работаю с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения требований к условию детьми программного материала.

Музыкальные комплексы со степ – платформами оказывают мне неоценимую помощь в развитии разных групп мышц и укреплении мышечного тонуса. В процессе использования всех форм физического воспитания мною создаются вариативные условия для выполнения физическими упражнениями. При этом дети проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Предлагаемые мною музыкальные игровые комплексы могут изменяться и варьироваться от того, где они проводятся, а также от вида занятий по физической культуре.

Структура комплекса определяется постановленными мною задачами и особенностями организма ребёнка. Во время выполнения упражнений происходят значительные изменения: увеличивается работоспособность дошкольника, улучшается работа всех органов и систем организма, вырабатывается определенный ритм деятельности, укрепляется мышечный тонус, развивается выносливость, повышается эмоциональное состояние.

Во время музыкально игровых комплексов дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость» (см. приложение).

3. Самостоятельное использование элементов степ – аэробики детьми в свободной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности я забочусь о создании физкультурно – игровой среды, где дети могут пользоваться разными пособиями в том числе и степами. Дети также используют элементы степ – аэробики на прогулке, где самостоятельно организовывают игровую деятельность.

Особенности взаимодействия с воспитателями, родителями и специалистами

Эффективность физкультурной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием между мною и медицинским персоналом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями. Планирование совместной деятельности я осуществляю на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляю в виде планов: консультации для воспитателей, выступаю на педагогических советах и медико – педагогических совещаниях.

Консультации для воспитателей.

Мною оказывается помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для утреней гигиенической гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организации игр между занятиями на прогулке;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Педагогические советы.

К педагогическим советам, где обсуждаются вопросы здоровья воспитанников дошкольного учреждения, я готовлю или свое выступление, или материалы для выступления своих коллег (врача, методиста ДУ и т.д.). Темы выступлений я согласовываю с общими темами педагогических советов в начале года. При этом мною выбираются конкретные темы, актуальные и интересные для обсуждения всех участников педагогических советов.

Медико – педагогические совещания.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.

Основными проблемами, между мною и медицинским работником в совместной деятельности является:

  • физическое состояние детей, посещающих ДУ;
  • соответствие содержания занятий физическими упражнениями к физическому состоянию детей;
  • оптимизация двигательного режима детей в ДУ;
  • организация деятельности в системе двигательной реабилитации;
  • профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;

Моё взаимодействие с родителями.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы для меня. Я стараюсь правильно организовывать работу с родителями, чтобы способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.

Родительские собрания.

Основной объем сведений о физкультурной работе, проводимой мною в ДУ, её результатах и путях улучшения родители получают на родительских собраниях. При планировании тематики выступлений я должна определить оптимальный объем сведений общего характера и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей.

Консультации для родителей.

Консультации для родителей – важный раздел работы для меня. На родительских собраниях мне всегда представляется возможность рассказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев мне приходится осуждать информацию о ребенке только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы я должна выделить время, когда мне провести беседу с родителями. Информация о консультации доводится мною в том или ином виде до сведения родителей.

Помимо консультаций для всех желающих, я могу специально пригласить на беседу некоторых родителей. Чаще всего на такие консультации приглашаю родителей тех детей, которые по той или иной причине вызывают беспокойство у меня (неадекватная реакция на физическую нагрузку, низкий уровень физических качеств, постоянное отсутствие формы и т.п.). Может быть и наоборот: значительный процесс ребенка на физкультурных занятиях или его явная двигательная одаренность.

Факт проведенной консультации мною фиксируется, на итоговом педагогическом совете проанализировав эффективность проведенной работы.

Заключение

Считаю, что в ходе проделоной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственно – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений. Дети старшего дошкольного возраста готовы выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные и скоростно – силовые качества. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:

1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.

2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.

3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.

4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.

Тезаурус

Степ – аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Здоровье – способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка.

Библиографический список:

1. Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М., 2005

2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москоленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ. – М., 2005

3. Глазырино Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973

5. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004. - №6 – с.29

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002

7. Рунова М.А. Движение день за днем. – М., 2007

8. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2 – с.33

9. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3 – с.37

10. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005

11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2005

12. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – С-П., 2001

13. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – С-П., 2005

14. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - №6 – с.38

15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Степ-аэробика в ДОУ»

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка, но по результатам диагностики за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей.

В тоже время старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач.

Цель моего мастера-класса : Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в проведение степ-аэробики.

Задачи: - Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных шагов в степ-аэробике;

- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;

Как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут;

В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

В показательных выступлениях детей на праздниках;

Как степ-развлечение.

На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья:
  • Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • Повышать работоспособность и двигательную активность;
  • Формировать правильную осанку;
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
  1. Совершенствование психомоторных способностей:
  • Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • Развивать чувство уверенности в себе.
  1. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:

Ход совместной двигательной деятельности

«Весёлая степ-аэробика»

1 часть. Дети входят в зал. Построение в шеренгу.

Ведущий: Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами!

По порядку становитесь, подтянитесь, не ленитесь!

Внимание! Внимание! Спешу вам сообщить.

На степ - аэробику хочу вас пригласить.

Ведущий: Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Слайд 1 (текст письма):

«Я, ребята, заболел. Целый день не пил, не ел. Не играл, не веселился… Прошу вашей помощи». Клоун Клепа

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему заболел клоун Клепа?

Вы правы, ребята, Клепа заболел, потому что мало двигался, не занимался физкультурой.

И без всякого сомненья есть хорошее решенье.

Чтоб здоровым быть сполна физкультура всем нужна.

От занятий физкультурой будет стройная фигура.

Вы ребятки помогите, всему Клепу научите. Поможем?

Нас на камеру гости снимут, мы видео отправим Клепе.

Пусть не сразу всё даётся, постараться всем придётся!

Все собрались? Все здоровы? Заниматься вы готовы?

У меня спина прямая.

Я наклонов не боюсь.

Выпрямляюсь, прогибаюсь.

Поворачиваюсь.

Ходьба «змейкой» между рядами степов.

Ходьба на пятках, руки на поясе.

Ходьба на носках, руки на поясе.

Ходьба, обходя «змейкой» каждый степ.

Бег с захлёстыванием голени назад (покажи пятки).

Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд (покажи носочки).

Ходьба по кругу, вокруг степов.

2 часть (на степах).

Степ - платформы есть у нас, мы покажем мастер класс!

Под песню Барбарики «Доброта»

Поскоки. Наклон и повороты головы.

Поочерёдно ставить носок ноги на угол стэпа, руки на поясе по 4р.

Шаг на степ с движениями рук вперёд, вверх, в стороны, вниз. 2р.

Ходьба на степ, взмах руками, наклон головы. По 2 р.

Шаг со степа вперёд, руки на поясе. 2р. правой ногой, 2р. левой.

Шаг со степа назад, руки на поясе. 2р. правой ногой, 2р. левой.

Шаг со степа в сторону, руки в сторону, и.п. руки к плечам.

2р. вправо, 2р. влево.

Шаг на степ, руки вверх, шаг со степа, руки вниз. По 2 раза с каждой ноги

Шаг со стэпа, пятку на стэп.2р

Шаг на степ колено, руки на поясе. По 3 раза с каждой ноги

Шаг на степ, выпад в сторону, руки в стороны. По 2 раза с каждой ноги

Шаг на степ выбрасывание колен вверх, руки согнуты в локтях. По 3 раза с каждой ноги

Стоя коленями на степе, руками опереться на пол перед степом,

прямую ногу вытянуть назад. 4 маха вверх правой ногой, 4 левой.

Сидя на степе, опираясь сзади руками, поочерёдно

поднимать и опускать вытянутые ноги, с хлопком под коленом8р.+ «велосипед» ногами.

Поскоки, чередовать с ходьбой.

Степы поставить по кругу и встать на них.

Ведущий: Чтобы ловкость испытать, надо срочно поиграть.

Игра малой подвижности. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка “Итальянская полька” С. Рахманинов (дети располагаются по кругу на степах).

Ведущий: Чтоб проворным стать атлетом проведём мы эстафету.

Вы в колонны становитесь и немножко подтянитесь.

Все готовы? В добрый час, посоревнуемся сейчас!

Степы поставлены в 2 ряда по 4 степа.

Девочки встают в одну колонну, мальчики в другую. (Музыка).

Прыжки через степы с мячом в руках, обратно катить мяч по полу и передать следующему, встать в конец колонны.

Бег змейкой вокруг степов с мячом в руках, обратно прямо, мяч передать следующему и встать в конец колонны.

3 часть. Релаксация “Спинка отдыхает”.

Занимались мы, играли и немножечко устали.

Сядем дружно мы в кружок, отдохнём с тобой дружок. (Музыка)

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая и всегда будет такая!

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, вам интересно было заниматься на степах?

Молодцы, все старались! А всё ли у нас сразу получалось? Значит надо ещё тренироваться! Чему новому научились?

Заключение:

Наблюдая за вами в процессе нашей работы, я с уверенностью могу сказать, что вы справились с техникой овладения степ - аэробики.

Вы все гибкие, стройные, подтянутые. Видео можно отправить и самим посмотреть.

А теперь, я бы хотела узнать ваше мнение. Кто считает проведённый мною мастер класс плодотворный, встаньте на степы.

Ну - ка дружно выходите и меня вы удивите!

Литература

Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5

Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.

Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7

Барабаш Т.Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12


Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Описание проекта

«Волшебные ступеньки здоровья»

(степ – аэробика в детском саду)

г. Лангепас, 2016 год

Постановка проблемы.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Однако в последнее время отмечается ухудшение здоровья детей, мы живём в Ханты - Мансийском автономном округе, остро чувствуется недостаток в движении из-за климатических условий, как у взрослых, так и у детей. Проблема снижения показателей здоровья воспитанников ставит перед специалистами учреждения задачу поиска современных подходов к решению задач по изменению сложившейся ситуации. С нашей точки зрения наиболее эффективный путь – это использование современных оздоровительных программ и новейших технологий, применение нетрадиционного оборудования.

Среди множества форм физического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день особое место занимает определённый вид фитнеса - степ-аэробика – эффективная физкультурно-оздоровительная методика.

Особенность степ – аэробики состоит в том, в ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. У детей формируется устойчивое равновесие, развивается ориентировка в пространстве, общая выносливость, совершенствуется точность движений. Воспитывается ловкость, быстрота, сила, выносливость, а значит, и сопротивляемость организма. Но самое главное достижение степ - аэробики – её оздоровительный эффект и положительные эмоции детей.

Использование степ - платформ позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Степ – аэробика будет использоваться в различных вариантах: в форме полных занятий оздоровительно - тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы спортивной секции; как часть непосредственно образовательной деятельности в старших и подготовительных группах; в показательных выступлениях детей на праздниках и развлечениях.

В учреждении планируется создание семейного клуба «Шагаем вместе!», где родители вместе со своими детьми будут заниматься степ – аэробикой в спортивном зале на базе детского сада.

Для педагогов учреждения будут организованы занятия серии «Снимаем стресс», где педагоги с помощью степ – платформ не только повысят свои физические качества, но и стрессоустойчивость, ведь физическая нагрузка, сопровождаемая музыкой, позволяет освободиться от напряжённости и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости, а также сплочению педагогического коллектива.

Таким образом, внедрение степ – аэробики в детском саду будет способствовать созданию единого образовательно-оздоровительного пространства для педагогов, детей и родителей.

Цель проекта : укрепление здоровья и развитие физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.

Достижение поставленной цели способствует решение задач проекта:

  • Создать условия для укрепления здоровья и развития физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.
  • Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата).
  • Укреплять дыхательную, сердечно - сосудистую систему организма, формировать навык правильной осанки через упражнения на степ – платформах;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.
  • Повышать компетентность родителей и педагогов в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повышать стрессоустойчивость педагогов и родителей;
  • Способствовать распространению педагогического опыта работы с использованием степ – аэробики.

Реализация проекта «Волшебные ступеньки здоровья» осуществляется поблочно через различные направления и формы работы.

Рабочий план реализации проекта

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ф.И.О. исполнителей мероприятий

Источник финансирования

Первый блок - работа с воспитанниками.

Спортивная секция «Волшебные ступеньки здоровья»

Функционирование секции с использованием степ – аэробики «Волшебные ступеньки здоровья»

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

  • Использование музыкально-игровых комплексов степ – аэробики в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с воспитанниками старших и подготовительных групп.

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Спортивное развлечение «Волшебный степ»

март

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Выступление воспитанников секции в ЛГ МАДОУ ДСОВ №5 «Дюймовочка», ЛГ МАДОУ ДСОВ №9 «Солнышко»

апрель, май

2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Физкультурный праздник «Ступенька к здоровью»

май

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Второй блок – работа с родителями воспитанников.

Семейный клуб «Шагаем вместе!»

Заседание семейного клуба на тему «Как укрепить здоровье или что такое степ?»

сентябрь

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Совместные занятия родителей и детей со степ – платформами в семейном клубе «Шагаем вместе»

сентябрь

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

Мастер-класс «Готовим степ-платформы дома»

октябрь

2015

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация для родителей «Вдохновение степ – аэробикой»

ноябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

День открытых дверей «Степ-класс»

январь 2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Стенгазета «В мире здоровья»

февраль 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация семейных видеороликов «Чему мы научились»

Май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 100 тыс. руб.

(приобретение комплекта интерактивного оборудования )

Третий блок работа с педагогическим коллективом.

  • Консультация для педагогов «Производственная степ - аэробика»

сентябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Серия занятий с использование степ – платформ «Снимаем стресс»

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Мастер – класс для инструкторов по физической культуре «Степ – аэробика в детском саду» в рамках городского педагогического сообщества.

Апрель 2017

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Изготовление буклетов «Занимайтесь степ – аэробикой и будете всегда здоровы!»

Май 2016

И.В. Кваша

Собственные средства

Структура управления проектом

Ожидаемые результаты.

На уровне ребёнка:

  • Произойдёт развитие двигательных способностей и физических качеств детей (быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • Улучшится здоровье детей – укрепится дыхательная, сердечно - сосудистая системы организма, сформируются навыки правильной осанки;
  • У детей сформируется умение ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
  • Сформируется устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится компетентность родителей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повысится ответственность детей и родителей за своё здоровье и физическое состояние;
  • Повысится стрессоустойчивость (физическая нагрузка позволит освободиться от напряжения и беспокойства, будет способствовать эмоциональной стабильности и устойчивости).

На уровне педагогов.

  • Повысится профессиональная компетентность в области оздоровительных программ и новейших технологий физического развития;
  • Повысятся физические качества и стрессоустойчивость.

На уровне учреждения:

  • Повысится открытость учреждения , улучшатся условия для организации эффективной образовательной деятельности по укреплению здоровья детей, появится единое образовательно-оздоровительное пространство для педагогов, детей и родителей.