Социальные, биологические и духовные потребности человека. Первичные потребности человека и способы их удовлетворения


Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, то есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа.

Материальные потребности

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе с другими

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».

Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев эти потребности выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей «для себя» и потребностей «для других» - пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных.

Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.

Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности , наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология - область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения » по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста » (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

    Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

    Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

    Транскраниальная магнитная стимуляция мозга , позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

    Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

    Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

    Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

    Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

    Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

    Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

    Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией , обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.

Классификация потребностей.

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация(по уровню сложности) разделяет потребности набиологические , социальные идуховные .

Биологические потребности - стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

Социальные потребности - потребности человека в общении, в популярности, в господстве над другими людьми, в принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Биологические (витальные) потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Духовные потребности (познавательные и социальные) являются не насыщаемыми. Их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя сложную иерархическую структуру, известную, как пирамида А . Маслоу .


Уровень потребностей Содержание
Физиологические (биологические) потребности. Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и прочее.
Потребность в безопасности и стабильности. Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Потребность к приобретению, накоплению и захвату. Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Потребность в любви и принадлежности к группе. Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
Потребность в уважении и признании. Стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. Желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
Потребность к независимости. Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств.
Потребность в новизне. Стремление к получению новой информации. Сюда относится потребность что-то знать и уметь.
Потребность к преодолению трудностей. Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.
Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте.
Потребность в самореализации. Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что нравиться, к чему есть способности и таланты.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать, так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей».

Классификации потребностей человека:

1. По сферам деятельности :

a) Потребности труда.

b) Потребности познания.

c) Потребности общения.

d) Потребности отдыха.

2. По объекту потребностей :

a) Материальные.

b) Биологические.

c) Социальные.

d) Духовные.

e) Этические.

f) Эстетические и другие.

3. По значимости :

a) Доминирующие/второстепенные.

b) Центральные/периферические.

4. По временной устойчивости :

a) Устойчивые.

b) Ситуативные.

5. По функциональной роли :

a) Естественные.

b) Обусловленные культурой.

6. По субъекту потребностей :

a) Групповые.

b) Индивидуальные.

c) Коллективные.

d) Общественные.

Американский психолог У . Мак -Дугал полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Мотивационные факторы Гилфорда:

1. Факторы , соответствующие органическим потребностям :

a) Голод.

b) Общая активность.

2. Потребности , относящиеся к условиям среды :

a) Потребность в комфорте, приятном окружении.

b) Педантичность (потребность в порядке, в чистоте).

c) Потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

3. Потребности ,связанные с работой :

a) Честолюбие.

b) Упорство.

c) Выносливость.

4. Потребности , связанные с социальным положением :

a) Потребность в свободе.

b) Независимость.

c) Конформизм.

d) Честность.

5. Социальные потребности :

a) Потребность находиться среди людей.

b) Потребность угождать.

c) Потребность в дисциплине.

d) Агрессивность.

6. Общие интересы :

a) Потребность в риске или в безопасности.

b) Потребность в развлечениях.

Виды потребностей согласно подходу Б . И . Додонова по классификации эмоций:

1. Акизитивные (потребность в накоплении, приобретении).

2. Альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия).

3. Гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности).

4. Глорические (потребность в признании собственной значимости).

5. Гностические (потребность в познании).

6. Коммуникативные (потребность в общении).

7. Праксические (потребность в результативности усилия).

8. Пугнические (потребность в соревновании).

9. Романтические (потребность в необычном, неизведанном).

10. Эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х . Мюррею , потребности делятся на первичные и вторичные . Различаются потребности явные и латентные ; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные . Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне ; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими .

Общий список потребностей:

1. Доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать.

2. Агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить.

3. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия.

4. Отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения.

5. Автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и прочего.

6. Пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности.

7. Потребность в уважении и поддержке.

8. Потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным.

9. Потребность быть в центре внимания.

10. Потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью.

11. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; сливается с потребностью в агрессии или отвержении.

12. Социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.

13. Потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения.

14. Потребность оказания помощи.

15. Потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением

16. Потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок.

17. Потребность преодоления поражения , неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях.

18. Потребность избегания опасности.

19. Потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

20. Потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и прочее.

Потребности делятся на:

1. Врожденные.

2. Простые приобретенные.

3. Сложные приобретенные.

Простые приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида.

Сложные приобретённые потребности - потребности, сформированные на основании собственных умозаключений и представлений не эмпирического происхождения.

Основные виды поведения (потребности) , описывающие жизнедеятельность высших животных и человека , в рамках этологического подхода (по Ф . Н . Ильясов):

1. Пищевое.

2. Половое (сексуально-репродуктивное).

3. Статусное (коллективное, социальное).

4. Территориальное.

5. Комфортное.

6. Ювенильное (игровое).

В рамках этологического подхода - дающего самый «низкий» уровень описания полагают, что эти потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей.

Естественные потребности.

Необходимость удовлетворения естественных нужд приобщает человека к работе. Соглашаясь работать на определенной должности, человек обуславливает адекватное вознаграждение в виде заработной платы.

Деньги позволяют человеку удовлетворить полностью или частично лишь такие потребности: выживания – первичные физиологические потребности, самосохранения (безопасность, защищенность); осознание своей значимости.

Однако одна заработная плата не является мотивом повышение производительности труда. Она является лишь способом привлечения человека к труду. Человеку довольно часто кажется, что его труд оплачивается неадекватно затрачиваемым усилиям или содержанию получаемых результатов его работы. Поэтому довольно часто в деятельности работника срабатывает теория справедливости.

Адекватность заработной платы выполняемой работе каждым человеком воспринимается в соответствии с личностным смыслом. Результаты исследований Герцберга показывают, что факторы, характеризующие условия работы, самым существенным образом влияют на выбор характера работы.

К таким факторам относятся:

работа без больших напряжений и стрессов и удобное расположение - 1-е место.

на рабочем месте нет шума и какого-либо загрязнения среды - 2-е место;

работа с людьми, которые нравятся - 3-е место;

хорошие отношения с непосредственным начальником - 4-е место;

гибкий темп работы и гибкое рабочее время - 5-е место;

справедливое распределение объемов работ - 6-е место;

интересная работа - 7-е место;

работа, позволяющая думать самостоятельно - 8-е место;

работа, требующая творческого подхода - 9-е место;

работа, которая заставляет развивать свои способности - 10-е место.

Различия в выборе факторов более чем существенные. Для привлечения к труду необходимо, чтобы эти условия как можно более полно отвечали тому, что требуется представителям различных социально-демографических или профессиональных групп.

Указанные факторы, которые привлекают к труду, формируют интерес человека к производственной деятельности.

Назовем его производственным интересом .

Смысл производственного интереса заключается в индивидуальном представлении человека о работе: содержание и значимость, условия и привлекательность.

Работники организации неоднородны и стремления к удовлетворению естественных нужд их различно.

Эрих Фромм, известный психоаналитик, делит людей на две группы: люди, имеющие и люди существующие.

Первая группа людей хочет что-то иметь, т.е. обладать как личной собственностью. Даже межличностные отношения они рассматривают не как принадлежность к группе, а как обладание кем-то. Например, «моя жена», «мой партнер».

Вторая группа - люди существующие, довольствуются работой, гарантирующей им адекватную оплату и экономическую защищенность, при этом они готовы мириться со многими отрицательными сторонами своей работы.

Эти две группы людей имеют разные интересы.

Для первой группы характерным является удовлетворение потребностей через получение должности, обладающей властью.

Для них важна не сама работа, а инте­рес иметь статус, который дает возможность обладать чем-то и при этом удовлетво­рять естественные нужды. Такие люди готовы выполнять любую работу (даже за пределами своей компетенции), лишь бы она соответствовала руководящей должности. Мотивом для них является потребность власти, которая, по их представлению, позволяет иметь деньги и другие блага.

Для таких людей побуждением к производственной деятельности, в первую очередь, является, назовем его производственно-должностной интерес. Он является преломлением естественных потребностей в интерес лидерства (п. 1.6 на модели П-И-Ц), удовлетворение которых происходит в результате выполнения работы, связанной со статусом лица.

Для людей «существующих» достаточными мотивационными факторами являются материальные стимулы (соразмерная работе зарплата и материальные вознаграждения за усердие) и символы (ценности, привлекательные условия, имидж фирмы и др.) занимаемого ими положения.

Побуждением их к активной деятельности является производственно-экономические интересы (п. 1.2), возникающие при трансформации естественных потребностей и экономических потребностей (рис. 12.3). Эти две группы имеют разные модели мотивации.

Для людей «имеющих» смысл работы заключается в проявлении лидерских качеств на формальной должности. Если они такой должности не будут иметь, то будут создавать неформальные группы, в которых они смогут проявить свои властные способности. Другие мотивы у них присутствуют, но они являются второстепенными, не доминирующими.

Для мотивации такой группы людей можно применять методы делегирования полномочий . Но при этом над их деятельностью должен быть установлен тщательный контроль.

Для людей «существующих» характерным есть, преимущественно, поведение, мотивированное в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу.

Они легко мотивируются стабилизирующими, распорядительными и дисциплинарными воздействиями.

Сильный и устойчивый интерес к профессиональной деятельности, мастерству и совершенству – основа общей направленности работника. Из мотивов, побуждающих человека к труду, преобладающими должны быть те, которые вызывают у него удовлетворение от самого процесса работы и ее результата.

Таким образом, согласно модели П-И-Ц, целенаправленный (результативный) труд существенно способствует удовлетворению естественных потребностей; для одних работников, обеспечивая финансовые источники, укрепляя уверенность и безопасность в силу своей долгосрочности, для других - возможности занятия должности, которая имеет источники власти.

«Недавно я узнал, что мой знакомый пытался покончить с собой. Его спасли, теперь он лежит в больнице. Мы с друзьями думаем, ну чего еще пацану надо было? Родители богатые, сам тоже видный, спортсмен.

Он мало с кем общался, замкнутый очень. А теперь вообще молчит. Мой дед говорит, что просто его потребности не были удовлетворены, а родители просмотрели, и что такое может случиться с каждым. Есть где-то список этих потребностей?» Антон, 14 лет.

Конечно, есть правда в том, что порой неудовлетворение потребностей приводят к самым непредсказуемым последствиям. Случай из письма больше похож на депрессию и психическое расстройство из-за душевной травмы. Вообще нужно быть очень сильным человеком, чтобы постараться понять, в чем твоя проблема, и решить ее.

У каждого человека свои потребности. Кто-то нуждается в общении со старшими, в их советах, а кому-то легче без опеки. Подумай, что нужно тебе? Что нужно, чтобы твоя жизнь улучшилась?

Ты должен знать, что потребности бывают естественные и неестественные, а также есть борьба между телом и душой. Так что читай внимательнее и делай выводы.

Естественные потребности организма понятны каждому. Есть, спать, пить. Без этих действий человек долго не проживет. Но еще есть потребности человеческие. Среди них можно указать

Потребность в общении. Обязательно нужно общаться с другими людьми, дружить с мальчишками, быть в компании нескольких или хотя бы одного друга.

Также у мужчины есть потребность в том, что бы его признавали как мужчину, уважали его достоинство, принимали как не просто существо, а как представителя сильного пола.

Наверно, тебе хочется, что бы с твоим мнением считались? Это и есть потребность в признании.

Потребность в дружбе с девочками. Так тебе легче будет принимать себя как мужчину.

Потребность в лидерстве. Каждый мужчина может быть лидером, поэтому нужно стремиться к этому, воспитывать свою волю и характер.

Потребность в половой близости. Это важно как доказательство цельности твоей натуры для тебя самого. Но об этом в отдельной главе.

Потребность в надежде и вере в хорошее будущее. Без этого сложно создавать планы.

Потребность в любви, ведь без нее каждый человек одинок и неполноценен.

Среди неестественных потребностей стоит выделить постоянное стремление быть зависимым от кого-то (например, от родителей), потребность постоянного одиночества (это уже серьезная проблема!), и потребность в наличии объекта для подражания.

Тело также борется с душой. У него свои потребности, и не всегда все, что человек делает, безгрешно. Среди заповедей Святого Писания есть «не чревоугодствуй », т. е. не угождай чреву (организму) своему. Кстати, мужчины намного больше подвергаются искушениям: и денег хочется легких, и внимания от девчонок, и сбросить напряжение. Но все это ловушки для души. Поэтому будь крепок и не становись похожим на существо, которое только живет, чтобы есть и спать. Стоит достичь чего-то большего!

Еще по теме Твой минимум (естественные неестественные потребности):

  1. Знакомиться - это естественно. А отказываться от знакомства - неестественно
  2. 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
  3. Если во время медитации ум блуждает и в нем появляются другие мысли - в этом нет ничего ненормального или неестественного.
  4. Упреждающие вопросы имеют как минимум два последствия: могут вызвать манипулятивный эффект или привести к формальному ответу.