Методика айзенка практическая работа самооценка психических состояний. Личностный опросник Г


Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.

    Не чувствую в себе уверенности.

    Часто из-за пустяков краснею.

    Мой сон беспокоен.

    Легко впадаю в уныние.

    Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

    Меня пугают трудности.

    Люблю копаться в своих недостатках.

    Меня легко убедить.

    Я мнительный.

    Я с трудом переношу время ожидания.

    Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

    Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

    При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

    Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

    Я нередко чувствую себя беззащитным.

    Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    Я чувствую растерянность перед трудностями.

    В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

    Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    Оставляю за собой последнее слово.

    Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

    Меня легко рассердить.

    Люблю делать замечания другим.

    Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    Я мстителен.

    Мне трудно менять привычки.

    Нелегко переключать внимание.

    Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    Меня трудно переубедить.

    Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

    Нелегко сближаюсь с людьми.

    Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

    Нередко я проявляю упрямство.

    Неохотно иду на риск.

    Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

    1…10 вопрос – тревожность;

    11…20 вопрос – фрустрация;

    21…29 вопрос – агрессивность;

    31…40 вопрос – ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

    Тревожность: 0…7 – не тревожны.

8…14 – тревожность средняя, допустимого уровня.

15…20 – очень тревожные.

II. Фрустрация: 0…7 – не имеет высокой самооценки, устойчивы к неудачам,

не боитесь трудностей;

8…14 – средний уровень, фрустрация имеет место;

15…20 – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей,

боитесь неудач, фрустрированы.

    Агрессивность :0…7 – вы спокойны, выдержаны;

8…14 – средний уровень агрессивности;

15…20 – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0…7 – ригидности нет, легкая переключаемость;

8…14 – средний уровень;

15…20 – сильно выраженная ригидность, неизменность

поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Тест Типы психологического совершенствования человека (е.И. Головаха и н.В. Панина)

Почти каждому человеку хотелось бы видеть себя и других в чем-то совершеннее. Из психологических качеств чаще всего не хватает тех, которые перечислены в таблице. Представьте, что у вас появилась уникальная возможность развить в себе любое из этих качеств – но только одно. Что именно Вы хотели бы добавить себе в первую очередь? Обводите номер соответствующего качества в левой половине таблицы (Себе).

А теперь представьте, что стало возможным развить любое из указанных качеств в других людях, но опять же только одно. Что бы Вы хотели добавить окружающим в первую очередь? Обведите номер этого качества в правой половине таблицы (Другим).

Себе

Другим

Выдержки 1

Доброжелательности 2

Искренности 3

Силы воли 4

Сочувствия 5

Уверенности 6

Интерпретация. Существует четыре типа психологического совершенствования. Для Вас наиболее характерен тот, который обозначен буквой, стоящей на пересечении выделенных Вами строки и столбца:

А – стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее);

Б – утвердиться самому в более мягком окружении;

В – смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим;

Г – стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).

Опросник Г. Айзенка

Включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Инструкция : «напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит- 0».

Вопросы анкеты
1. Часто я не уверен в своих силах.
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
4. Мне трудно менять свои привычки.
5. Я часто из-за пустяков краснею.
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
9. Я часто просыпаюсь ночью.
10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
11. Меня легко рассердить.
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
13. Я легко впадаю в уныние.
14. Несчастия и не удачи ничему меня не учат.
15. Мне приходиться часто делать замечания другим.
16. В споре меня трудно переубедить.
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться.
22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха.
24. Я легко сближаюсь с людьми.
25. Я часто копаюсь в своих недостатках.
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
27.Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то сильно меняется.
29. Меня легко убедить.
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
32. Нередко я проявляю упрямство.
33 Меня беспокоит состояние моего здоровья.
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
35. У меня резкая грубоватая жестикуляция.
36. Я не охотно иду на риск.
37. Я с трудом переношу время ожидания.
38. Я думаю, что ни когда не смогу исправить свои недостатки.
39. Я мстителен.
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

Ключ

1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13,17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале -10.

Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующее определение:

Личностная тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствии реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;

Агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

На втором этапе работы предлагается использовать метод «незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Испытуемый должен продолжить следующее предложения:

Завтра я…

Когда я закончу школу…

Наступит день, когда…

Я хочу жить, потому что…

При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Описание состояний (Айзенк)

  • 3) Мой сон беспокоен.
  • 4) Легко впадаю в уныние.
  • 5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  • 6) Меня пугают трудности.
  • 8) Меня легко убедить.
  • 9) Я мнительный.
  • 13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • 15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • 19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
    • 22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
    • 23) Меня легко рассердить.
    • 25) Хочу быть авторитетом для других.
    • 30) Я мстителен.
    • 34) Меня трудно переубедить.
    • 37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
    • 39) Неохотно иду на риск.
    • Обработка результатов

      Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

      I. 1. 10 вопрос — тревожность;

      II. 11. 20 вопрос — фрустрация;

      III. 21. 29 вопрос — агрессивность;

      IV. 31. 40 вопрос — ригидность.

      0. 7 баллов — не тревожны;

      8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

      15. 20 баллов — очень тревожный.

      0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

      8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

      15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

      0. 7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

      8. 14 баллов — средний уровень агрессивности;

      15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

      0. 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

      8. 14 баллов — средний уровень;

      15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

      Самооценка психических состояний

      Инструкция : Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

      I
    1. Не чувствую в себе уверенности
    2. Часто из-за пустяков краснею
    3. Мой сон беспокоен
    4. Легко впадаю в уныние
    5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
    6. Меня пугают трудности
    7. Люблю копаться в своих недостатках
    8. Меня легко убедить
    9. Я мнительный
    10. Я с трудом переношу время ожидания
  • Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход
  • Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
  • При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  • Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • Я чувствую растерянность перед трудностями.
  • В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  • Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  • Оставляю за собой последнее слово.
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • Меня легко рассердить.
  • Люблю делать замечания другим.
  • Хочу быть авторитетом для других.
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • Я мстителен.
  • Мне трудно менять привычки.
  • Нелегко переключать внимание.
  • Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • Меня трудно переубедить.
  • Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  • Нелегко сближаюсь с людьми.
  • Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  • Нередко я проявляю упрямство.
  • Неохотно иду на риск.
  • Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
  • Обработка результатов Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов: 1. 10 вопрос — тревожность; 11. 20 вопрос — фрустрация; 21. 29 вопрос — агрессивность; 31. 40 вопрос — ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов

    0-7 баллов — не тревожны;

    15-20 баллов — очень тревожный.

    0-7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

    8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

    0-7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

    8-14 баллов — средний уровень агрессивности;

    15-20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

    0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,

    8-14 баллов — средний уровень;

    15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

    / Длякурсовых2курсаз / Айзенк -тревожность

    ТЕСТ «САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ» (ПО АЙЗЕНКУ)

    Предлагаем вам описание различных психических со­стояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставит­ся I балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

    1) Не чувствую в себе уверенности.

    2) Часто из-за пустяков краснею.

    3) Мой сон беспокоен.

    4) Легко впадаю в уныние.

    5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприят­ностях.

    6) Меня пугают трудности.

    7) Люблю копаться в своих недостатках.

    8) Меня легко убедить.

    10) Я с трудом переношу время ожидания.

    11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

    12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

    13) При больших неприятностях я склонен без доста­точных оснований винить себя.

    14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплод­ной.

    16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

    17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

    19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по детски, хочу чтобы пожалели.

    20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    21) Оставляю за собой последнее слово.

    22) Нередко в разговора перебиваю собеседника.

    23) Меня легко рассердить.

    24) Люблю делать замечания другим.

    26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    31) Мне трудно менять привычки.

    32) Нелегко переключать внимание.

    33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    34) Меня трудно переубедить.

    35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

    36) Нелегко сближаюсь с людьми.

    37) Меня расстраивают даже незначительные наруше­ния плана.

    38) Нередко я проявляю упрямство.

    39) Неохотно иду на риск.

    40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

    1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопро­сов:

    I. 1. 10 вопрос - тревожность;

    II. 11. 20 вопрос - фрустрация;

    III. 21. 29 вопрос - агрессивность;

    IV. 31. 40 вопрос - ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов:

    О. 7 - не тревожны.

    8. 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня.

    15. 20 баллов - очень тревожные.

    О. 7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь труднос­тей;

    8. 14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;

    15. 20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

    О. 7 баллов - вы спокойны, вы­держаны;

    8. 14 баллов - средний уровень агрессивности;

    5. 20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть труд­ности при общении и работе с людьми.

    О. 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

    8. 14 баллов - средний уровень;

    15. 20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходят­ся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

    Самооценка психический состояний айзенк

    Исследование проводилось на студентах СПбИПиА. Студенты были приглашены с разных курсов, разных возрастов и с разных отделений. Приглашены они были с помощью объявления на доске и в интернете.

    Задача стоила пригласить самых разных студентов, чтобы с уверенностью говорить о том, что этот тренинг подходит всем студентам СПбИПиА

    Было взято 2 группы: тестируемую на 12 человек и контрольную на 18 человек — связано это с тем, что на тренинг студенты идут без особой охоты, поэтому взято минимальное количество человек, а вот контрольная группа наберётся легко достаточно лишь два раза протестировать не проходивших тренинг студентов.

    Было проведено два тестирования в каждой группе с одинаковым временным интервалом, Первое исследование до того как дать упражнения в тестируемой группе и одновременно дать тестирование в контрольной группе. Затем второе тестирование я проведу после того как тренинг будет полностью пройден тестируемой группой. И так же одновременно в двух группах.

    Методики исследования

    Шкала депрессии Э. Бека (Э. Бэк)

    Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

    Шкалы: уровень депрессии

    Методика предназначена для диагностики уровня депрессии.

    0-4 балла — депрессия отсутствует;

    5-7 баллов — легкая депрессия;

    8-15 баллов — средний уровень депрессии;

    16 и более баллов — высокий уровень депрессии.

    Приложение 5 депрессия

    Самооценка психических состояний (Г. Айзенк)

    Шкалы: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

    I 1. 10 вопрос — тревожность;

    II 11. 20 вопрос — фрустрация;

    III 21. 29 вопрос — агрессивность;

    IV 31. 40 вопрос — ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов.

    Интерпретация результатов теста

    0-7 баллов — тревожность отсутствует;

    8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

    15-20 баллов — высокая тревожность.

    0-7 баллов — имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

    15-20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

    Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

    Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

    Тестовый материал в приложение 7

    Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

    Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность:

    до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.

    Назначение теста: Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

    Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

    Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

    Что значит нейротизм в психологии? Тест Айзенка

    Многие, увидев в названии этой статьи незнакомое для них слово, задумались: «Что же такое нейротизм?». Так вот, это личностное свойство, которое отличается чрезмерной возбудимостью, постоянным чувством незащищенности, а также излишней эмоциональностью.

    Нейротизм в биологии

    В мозге и кишечнике человека вырабатывается особое вещество — серотонин, которое часто называют «гормоном счастья» . Его количество влияет на настроение. Избыток серотонина вызывает чувство счастья и безмерной радости. А дефицит — состояние тревожности, депрессии. Таким образом, нейротизм рассматривается с биологической точки зрения. Но более наглядно объяснить параметры этой черты личности способна психология.

    Нейротизму подвержены эмоционально нестабильные люди, со слабой психикой, которых называют «невротиками». Они постоянно возбуждены, их преследует чувство беспокойства и даже страха. Для них характерна склонность к появлению фобий, может присутствовать комплекс неполноценности , заниженная самооценка, чувство вины. Поступки, совершаемые ими, могут быть абсолютно не адекватными и лишенными всякого смысла. Также, помимо всего этого, возникает множество соматических жалоб: бессонница, различные проблемы пищеварения, головные боли.

    Когда человек находится в сложной жизненной ситуации и испытывает сложность в принятии различного рода решений, то его эмоциональная сфера подвергается излишней нагрузке. В такие периоды возрастает риск возникновения стресса. Реакция невротика на него отличается особой раздражительностью, беспокойностью, высоким уровнем тревожности . Более продолжителен и проходит намного труднее, чем у людей, которые имеют другой тип характера. Также невротики больше подвержены стрессу, так как они глубоко переживают мельчайшую неприятность.

    Причины возникновения

    Главной причиной нейротизма является неудовлетворение социальных потребностей. Например, нужда быть услышанным, понятным в обществе. Если же вместо одобрения и принятия индивид получает осуждение, то возникает страх высказывать свое мнение, понижается самооценка , появляется комплекс неполноценности. Человек замыкается в себе. Ухудшение ситуации, в свою очередь, может привести к нейротизму.

    Бывают случаи, когда излишняя эмоциональность начинает оказывать губительное влияние на жизнь человека. Например, он общения с такими людьми могут отказываться окружающие, так как находиться с ними становится невыносимо, их поведение отталкивает . Тогда невротику необходимо лечение и помощь квалифицированного психолога или же психотерапевта.

    Было выдвинуто множество теорий насчет нейротизма. Самые известные и значительные из них были сделаны: Зигмундом Фрейдом, Гансом Айзенком, Альфредом Адлером, Фрицем Перлзом, Карен Хорни. Ганс Юрген Айзенк — британский психолог, который всем известен не только как создатель теста IQ, но еще опросника на тип темперамента.

    Изначальный его вариант был предложен в 1947 году, содержавший 40 утверждений и лишь одну шкалу — «нейротизм» . Спустя 9 лет, методика была несколько усовершенствована, Айзенк добавил еще 8 утверждений. Следующий этап создания теста был пройден в 1963 году. Опрос уже состоял из 57 пунктов, 9 из которых были направлены на выявления лжи, желания человека «приукрасить действительность». Через 6 лет был предложен еще один варианта теста, в качестве диагностики которого была добавлена еще одна шкала — «психотизм». Тест содержал 101 вопрос. В настоящее время последняя версия не востребована, так как результаты часто оказываются ложными.

    В своей двуфакторной теории модели личности Айзенк применял экстраверсию, интроверсию, нейротизм, психотизм .

    1. Экстраверсия выражается в том, что человек больше склонен на общение и взаимодействие с людьми, окружающим миром. Он не боится рисковать, может поддаться импульсу, довольно-таки оптимистичен и не привык отступать перед желаемой целью.
    2. Интроверсия же, наоборот, предполагает необщительность, боязнь внешнего мира, обдуманность при принятии решений, спокойствие. Интроверт отличается пессимистичностью, сдерживанием чувств эмоций, уравновешенностью. При контакте с посторонними людьми испытывает некий страх, неуверенность, но с близкими достаточно открыт.
    3. Нейротизм показывает способность человека регулировать свое психическое состояние, уровень беспокойства, эмоциональной нестабильности, неуверенности в себе. Людям с высокими показателями нейротизма свойственна мнительность, излишняя чувствительность и легкая возбудимость. По определению Айзенка это свидетельствует о том, что снижена активация лимбической системы. А повышенный уровень экстраверсии и интроверсии — ретикулярной формации.
    4. Психотизм говорит о выраженности тех состояний, при которых возможно наличие и проявление психоза.

    Нейротизм соотносится с вегетативной нервной системой , разделяющейся на два отдела: симпатический, парасимпатический. Симпатическая активизирует человеческий организм в период депрессии или стрессовой ситуации, вследствие этого, расширяются зрачки, повышается потоотделение, а также сердечный ритм усиливается. Парасимпатическая, в свою очередь, возвращает организм к нормальному состоянию. Согласно теории Айзенка различия в эмоциональности объясняются разным уровнем чувствительности парасимпатической и симпатической систем.

    Определения типа темперамента с помощью теста

    По методике Айзенка также возможно определить свой тип темперамента:

  • Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Представители данного типа темперамента по своей натуре лидеры, в отношениях предпочитают играть доминирующую роль, поэтому имеют не самое большое количество друзей. Выделяются тем, что обладают достаточно высокой самооценкой, склонны к соперничеству.
  • Сангвиник - экстраверт, который отличается эмоциональной стабильностью. Это люди, которые смотрят на мир позитивно, берутся за любое дело, общительны, энергичны, беззаботно относятся к жизни. Они способны мгновенно загореться какой-либо идеей, но с той же скоростью к ней и остыть. С помощью своей гибкости могут с легкостью выходить из самых сложных ситуаций. Сангвиника можно назвать душой компании, потому что он обладает прекрасными ораторскими способностями.
  • Флегматик - интроверт с эмоциональной устойчивостью. Люди, относящиеся к флегматичному типу темперамента, отличаются невозмутимостью, социальной пассивностью, миролюбивостью, надежностью, оптимистичностью. Они не привыкли выполнять несколько дел сразу. Обычно берут не количеством, а качеством. Выполняя свою работу, руководствуются рациональностью и последовательностью.
  • Меланхолик - эмоционально нестабильный интроверт. К этому типу относятся творческие люди с достаточно тонкой душевной организацией, которые склонны к долгим размышлениям, переживаниям, достаточно обидчивы, внешне молчаливы и проявляет спокойствие, пессимисты. У них низкая самооценка, поэтому для достижения целей они нуждаются в постоянном самоутверждении.
  • С помощью психологии человек способен разгадать тайны самых тайных недр своей души. Понять, чем вызвано то или иное состояние, а самое главное, узнать методы лечения, оказать помощь своим близким или же себе. Тест Айзенка на определение типа темперамента также может быть полезен для того, чтобы определить качества своего характера и разобраться в своем внутреннем мире. Психология — это интереснейшая наука, которая способна помочь человеку в различных сложных жизненных ситуациях.

    "КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

    Психические состояния — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира

    Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функциониро-вания основных интеграторов психики (личности, интеллекта, созна-ния), используют термины состояние личности, состояние интел-лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно-тические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1). Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 14.2.

    Более подробно о психических состояниях в процессе трудовой деятельности можно почитать ЗДЕСЬ .

    Если Вам предстоит важное и ответственное дело (экзамен, публичное выступление, свидание и т. д.), а Вы боитесь, что будете волноваться и не сможете проявить себя с лучшей стороны — то Вам обязательно поможет техника НЛП " якорение". Описание этой техники Вы можете посмотреть — ЗДЕСЬ.

    Если Вам наоборот нужно раслабиться и не нервничать попусту, то Вы можете использовать приемы аутогенной тренировки (ЗДЕСЬ).

    Снижение волнения при внезапном стрессе и восстановление психического равновесия при помощи глубокого дыхания — ЗДЕСЬ

    Основные направления работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    В колледже на 01.01.2015г. обучается всего 29 детей-сирот: 13 обучающихся СПО и 13 обучающихся НПО; 15 - совершеннолетних и 14 - несовершеннолетних.

    Работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется по следующим направлениям:

    2. психокоррекция и развивающая работа;

    3. психологическое консультирование;

    4. психологическое просвещение;

    За последний период (с 01.09.2014 по 01.01.2015 г.) было проведено:

    — адаптация к новым условиям обучения;

    Диагностика акцентуаций характера по Шмишеку;

    — диагностика характерологических особенностей личности;

    — методика мотивации обучения;

    — тестирование по Айзенку «Определение темперамента»;

    — определение уровня конфликтности;

    — методика диагностики самооценки;

    — самооценка психологических состояний (Айзенк).

    «Как управлять эмоциями»;

    «Тренируйте уверенн6ость в себе»;

    «Конфликт. Как его избежать»;

    III . Индивидуальное и групповое консультирование: по вопросам обучения, здоровому образу жизни, о вреде алкоголя, наркотиков, табака, о личных проблемах, об отношениях со взрослыми.

    Тренинг «Коммуникативное общение».

    «Влияние стресса на здоровье»;

    «Оптимальная стратегия поведения в стрессе»;

    «Эмоциональное самовыражение, как способ регуляции стресса»;

    «Позитивное отношение, как способ регуляции стресса»»

    «Релаксация, как способ регуляции стресса».

    Работа с опекунами (с 01.09.2014 г. по 01.01.2015 г.).

    — знакомство с опекунами вновь прибывших студентов (сентябрь,

    — индивидуальные беседы с каждым из опекунов (сентябрь, октябрь);

    — общеколледжское родительское собрание (11.10.2004 г.);

    — собрание сирот по вопросам государственного финансирования детей-

    сирот в колледже за 2014-2015 учебный год (ноябрь);

    — собрание выпускников детей-сирот по вопросам выплаты льгот по

    Сегодня на общем психологическом практикуме проходили и разбирали тест... можете тоже пройти, очень интересно)

    Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
    I
    Не чувствую в себе уверенности
    Часто из-за пустяков краснею
    Мой сон беспокоен
    Легко впадаю в уныние
    Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
    Меня пугают трудности
    Люблю копаться в своих недостатках
    Меня легко убедить
    Я мнительный
    Я с трудом переношу время ожидания

    II
    Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых вcе-таки можно найти выход
    Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
    При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
    Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
    Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
    Я нередко чувствую себя беззащитным.
    Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
    Я чувствую растерянность перед трудностями.
    В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
    Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    III
    Оставляю за собой последнее слово.
    Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
    Меня легко рассердить.
    Люблю делать замечания другим.
    Хочу быть авторитетом для других.
    Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
    Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
    Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
    У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
    Я мстителен.

    IV
    Мне трудно менять привычки.
    Нелегко переключать внимание.
    Очень настороженно отношусь ко всему новому.
    Меня трудно переубедить.
    Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
    Нелегко сближаюсь с людьми.
    Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
    Нередко я проявляю упрямство.
    Неохотно иду на риск.
    Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

    Обработка результатов
    Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
    1...10 вопрос - тревожность;
    11...20 вопрос - фрустрация;
    21...29 вопрос - агрессивность;
    31...40 вопрос - ригидность.

    Оценка и интерпретация баллов

    I. Тревожность:
    0-7 баллов - не тревожны;
    8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;
    15-20 баллов - очень тревожный.
    II. Фрустрация:
    0-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
    8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;
    15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
    III. Агрессивность:
    0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;
    8-14 баллов - средний уровень агрессивности;
    15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
    IV. Ригидность:
    0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,
    8-14 баллов - средний уровень;
    15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

    П.С. Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

    Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность к изменениям программы действия - в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

    Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии

    Диагностика психических состояний студентов в период сессии

    Специфика психических состояний студентов до и в период сессии

    Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я. Чебыкина . А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В исследовании А.Н.Лутошкина были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.

    Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения - ведущего вида деятельности студентов. Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности -- содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики - особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием - воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной и эмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложность задания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а также дефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы. .

    Но, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. . Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

    В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки. .



    Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

    В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели: отмечается учащение сердцебиения на 10-15 ударов в минуту, усиление тремора рук, снижение температуры пальцев. Все это свидетельствует о сопровождающем возбуждении симпатоадреноловой системы. Во многих исследованиях подтверждается неблагоприятное влияние экзаменов на сердечно-сосудистую систему студентов. Кроме того, в ситуации экзаменов отмечено снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, работоспособности, ночного сна, аппетита. Появляются страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям. .

    Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. .

    В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается по- разному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других - констатацией того, что трудное позади, и воспоминанием о минувших трудностях; в-третьих - переключением на другую деятельность. Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными. На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др.

    Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.

    В целом тревожность - это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ научно-психологической литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.

    Тревожность понимают как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности-естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности .

    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека . Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом и неопределенностью ситуации.

    Березин Ф.Б. определил тревожный ряд , который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

    1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

    2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

    3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

    4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

    5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

    6) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

    Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и, вместе с тем, при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.

    Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений . Трудности и возможные неудачи в учебной деятельности при сдаче экзаменов могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи.

    Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса . Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно представляемыми трудностями.

    Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

    К условиям возникновения состояния фрустрации относятся :

    1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

    2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора). В свою очередь препятствия могут быть следующих видов:

    а) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);

    б) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

    в) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

    г) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель).

    Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но и зависят от особенностей личности, от ее «способности» терпеть. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций.

    Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); ригидность (при фиксации) и т. д. Чаще всего такие состояния возникают в период сессии и перед ней. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности .

    Разрешение фрустрации (выход из нее) может осуществляться несколькими способами: отказ от выполнения действия; обход препятствия; поиск замещающей цели; уход из ситуации; с помощью общения типа «поплакаться в жилетку» с посторонним лицом. И, прежде всего, это ситуация, в которой проявляется личность человека в зависимости от своих индивидуальных особенностей. В нестандартной ситуации неопределенности человек либо гибко и легко приспосабливается к новым условиям, либо косно, инертно, нечувствительно ведет себя в изменившихся условиях (состояние ригидности). Ригидность характеризуется как состояние психологического консерватизма, негибкости личности. Формами проявления ригидности можно назвать инерционность мышления, плохую переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденцию планировать свои действия заранее и отрицательную реакцию на внезапное их изменение. Ригидность, таким образом, понимается как затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки . В нашем случае условием является ситуация экзамена.

    Выделяются: 1) ригидность когнитивная - обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации; 2)ригидность аффективная - выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) ригидность мотивационная - проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения .

    Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности, стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр. Уровень ригидности зависит от уровня агрессивности.

    Агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Немаловажное значение имеет разграничение понятий агрессии как состояния и агрессивности как устойчивой черты личности. Агрессия - это состояние, определяющее индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. В неопределенной ситуации экзамена в большей мере присутствуют агрессия инструментальная и агрессия реактивная. Агрессия инструментальная отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели. Агрессия реактивная возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная [Там же]. Вся эта группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску, но именно она наиболее характерна для студентов в период неопределенной и экстремальной ситуации экзамена.

    Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности - предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психолого-педагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена. Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен - могу - хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя.

    Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, которое возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях (фрустрация, агрессивность, тревожность, ригидность) и определяемых свойствами личности.

    Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

    Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

    Объект исследования: психические состояния студентов

    Предмет исследования: особенности психического состояния

    Гипотеза исследования: предположим, что психические состояния студентов в процессе обучения в вузе имеют свои особенности

    В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

    1) провести эмпирическое изучение психических состояний студентов в период сессии;

    2) проанализировать результаты исследования;

    Исследование проходило на базе ВятГГУ города Кирова. В эксперименте участвовали 15 студентов 1 курса, группы ПДДО-11, педагогического факультета специальности «Дошкольное образование. Дополнительное образование». Средний возраст 18 лет.

    Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной тревожности); опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности».

    Данные методики позволили рассмотреть динамику психических состояний в период экзаменационной сессии.

    Цель методики: выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени

    Критерии: Норма тревожности составляет от 0 до 7 баллов. Норма фрустрации составляет от 0 до 7 баллов. Норма агрессии составляет от 0 до 7 баллов. Норма ригидности составляет от 0 до 7 баллов.

    Таблица 1- Самооценка психических состояний по Айзенку до сессии

    Рисунок 1 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка до сессии (n=15)

    В результате наших исследований, выяснили следующее: 3 человека, что составляет 20% от числа респондентов имеют низкий уровень тревожности, что является нормой. 8 человек, что составляет 54% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 4 человека, что составляет 26% опрошенных имеют высокий уровень тревожности. 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют низкий уровень фрустрации, что является нормой. Так же 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют средний уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень фрустрации. 9 человек, что составляет 60% от числа респондентов имеют низкий уровень агрессивности, что является нормой. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень агрессивности. 7 человек, что составляет 47% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют средний уровень ригидности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

    Таблица 2- Самооценка психических состояний по Айзенку во время сессии

    Рисунок 2- Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка во время сессии (n=15)

    В результате наших исследований выяснили следующее: 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень тревожности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 11 человек, что составляет 74% имеют высокий уровень тревожности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень фрустрации. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень фрустрации. И 9 человек, что составляет 60% имеют высокий уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень агрессивности. 2 человека, что составляет 14% имеют средний уровень агрессивности. 12 человек, что составляет 80% опрошенных имеют высокий уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень ригидности. 9 человек, что составляет 60% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

    Методика 2. Опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной и ситуативной тревожности)

    Цель методики: определить уровень эмоциональной тревожности, состояние тревоги.

    Критерии: Нормой личностной тревоги является до 30 баллов. Нормой ситуативной тревоги является до 30 баллов.

    Таблица 3 - Изучение уровня тревожности до сессии

    Рисунок 3 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности до сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

    В результате наших исследований выяснили следующее: 8 человек, что составляет 54% имеют низкий уровень ситуативной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 1 человек, что составляет 6% опрошенных имеет высокий уровень ситуативной тревожности. Людей с низким уровнем личностной тревожности не выявлено. 9 человек, что составляет 60% имеют умеренный уровень личностной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют высокий уровень личностной тревожности

    Таблица 4 - Изучение уровня тревожности во время сессии

    Рисунок 4 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности во время сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

    В результате наших исследований выяснили следующее: людей с низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности не выявлено. 2 человека, что составляет 14% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 13 человек, что составляет 86% опрошенных имеют высокий уровень ситуативной тревожности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют умеренный уровень личностной тревожности. 10 человек, что составляет 66% имеют высокий уровень личностной тревожности.