Сочетание интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых и периоды развития. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов


В отличие от периодизации детских возрастов, периодизации взрослости различны, реже имеют четкие границы и имеют разное основание.

В классическом учебнике по психологии развития Г. Крайг называются три типа факторов, влияющих на развитие личности: нормативный возрастной, нормативный исторический и ненормативный. Естественные закономерности развития (нормативные факторы) имеют наибольший вес в детстве, в юности большое влияние могут оказать исторические факторы. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни) в течение жизни человека неуклонно повышается.

Периодизация детских возрастов представляет из себя более простую задачу именно потому, что зависит в основном от естественных факторов и хорошо соотносится с хронологическим возрастом.

Нижняя граница зрелости зависит от того, относится ли автором юношеский возраст к периоду взрослости или нет. Таким образом, нижняя граница взрослости - от 17 до 25 лет. Границы периодов внутри взрослости ещё более размыты и индивидуальны.

По Б.Г. Ананьеву взрослый период жизни человека длится от 18 до 60 лет. В нём он выделял три периода:

от18 до 25 - ранняя взрослость

от 26 до 46 - средняя взрослость

от 47 до 60 - поздняя взрослость.

В периодизации, созданной Ш. Бюлер в середине XX века, основанием для деления на периоды является интенциональность, которая структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Жизненный путь человека в её концепции делится на пять фаз:

  • 1. от 16 до 20 - предшествует самоопределению, человеку свойственна спонтанность.
  • 2. от 16-20 до 25-30 лет - предварительное самоопределение, выбор профессии, супруга, часто в этом возрасте жизненные цели подвержены изменениям. Человек становится самостоятельным и зрелым.
  • 3. от 25-30 до 45-50 - фаза зрелости. Человек находит своё дело в жизни, есть собственная семья, желания соотносятся с реальностью, достигается самореализация. Период наивысшей генеративности.
  • 4. от 45-50 до 65-70 - стареющий человек. Завершение профессиональной деятельности, психологический кризис, сворачивание жизненных целей, достижение мудрости.
  • 5. после 70 - старый человек. Обращенность к прошлому, желание покоя, отсутствие целей, сокращение социальных связей.

Согласно Э. Эриксону, человек проживает восемь стадий, в каждой из которых содержится психосоциальный кризис, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития человека.

Фазы развития следующие:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

от 20 до 25 (ранняя зрелость);

от 26 до 64 (средняя зрелость);

от 65 (поздняя зрелость).

Эриксон был последователем психоанализа, поэтому в основе его периодизации лежат стадии развития, выделенные Фрейдом, однако он существенно развил его идеи. Он является создателем концепции «эго-психологии», в которой главная роль отводится не борьбе Ид и Супер-Эго, а именно формированию Эго и эго-идентичности, обеспечивающими гармоничное развитие человека и способность к гармоничным отношениям с другими людьми.

Период собственно взрослости, длящийся примерно от 19 до 65 лет, делится в периодизации Эриксона на две фазы, на раннюю и позднюю зрелость.

Ранняя зрелость (молодость), длящаяся до 25 или дольше, обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

В этой фазе главным конфликтом, является достижение близости против изоляции. Близость (интимность) по Эриксону определяется как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без страха потерять себя. Это напрямую связано с задачей предыдущего периода - собственно с достижением цельной идентичности.

Главная опасность периода - изоляция. Излишняя поглощенность собой и избегание близких межличных отношений приводит к неспособности их устанавливать, одиночеству и социальному вакууму.

Разрешение этого конфликта ведет к обретению любви. Эриксон уделяет большое внимание разным аспектам любви, но главной особенностью любви является для него способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Вторая фаза, зрелость, характеризуется конфликтом между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - это забота старшего поколения о тех, кто придет ему на смену, осознание связи поколений. Человек, достигший такой продуктивности, испытывает чувство самореализации не только от собственных успехов, но и от успехов своих детей или учеников.

Если человек чрезмерно поглощен собой, ему не удается стать продуктивным, он концентрируется только на собственных желаниях и проблемах, это обедняет межличностные отношения, ухудшается его функционирование как деятельного члена общества. Это выражается в виде кризиса возраста, сопровождающегося чувством бессмысленности жизни и безнадежности. Такой человек становится инертным.

Если же у человека продуктивность преобладает над инертностью, то он обретает способность к заботе, которая является главным достижением данной фазы.

Американским психологом Р. Хевингхерстом (в 1953 году) была разработана периодизация взрослых возрастов, основанная на задачах развития. Задача развития, по Хервингхерсту, это «задача, которая возникает в определенное время в жизни человека, и успешное разрешение которой влечет за собой счастье и успешность в более поздних задачах, в то время как неудача приводит к несчастью, неодобрению обществом, и трудностям с решением более поздних задач» (L. Manning, 2002).

Задачами периода вхождения во взрослость и ранней взрослости являются следующие:

Принятие своего тела и присвоение гендерной социальной роли.

Установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов.

Достижение эмоциональной независимости.

Выбор и обучение профессии. Достижение экономической независимости.

Развитие систем понятий, необходимых для гражданской компетентности. Принятие гражданской ответственности, стремление к социально-ответственному поведению.

Выбор супруга, начало семейной жизни. Научиться жить с партнером по браку. Ведение хозяйства. Воспитание детей.

Найти близкую по духу социальную группу.

Приобретение набора ценностей и этической системы в качестве базы поведения.

В периодизации Д. Левинсона возрастные периоды характеризуются через структуру жизни - выстраивание отношений индивида с внешним миром (отдельными людьми, малыми и большими группами, социальными системами). Всего он выделяет 4 этапа по 15-25 лет, для каждого из которых характерна особая структура жизни. В определенном возрасте люди начинают исследовать свои системы жизни и, вырастая из них, конструируют новые. Затем этот цикл повторяется. (Г. Крайг, 2012)

Левинсон выделил следующие переходы:

  • - к ранней взрослости -- 17--22 года;
  • - переход 30-летия -- 28--33 года;
  • - к средней взрослости -- 40--45 лет;
  • - переход 50-летия -- 50--55 лет;
  • - переход к поздней взрослости -- 60--65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет.

Задачами ранней взрослости являются:

Определить мечту, цель в жизни, то, что будет вдохновлять на развитие.

Найти наставника, который обеспечит переход в мир взрослых, поддержит на пути осуществления мечты.

Построение карьеры.

Установить близкие отношения со значимым другим, которые так же будут вдохновлять на деятельность.

Левинсон отдельно рассматривает жизненный путь мужчины и женщины, и многие его работы посвящены гендерным различиям а развитии. Одной из особенностей является то, что развитие женщины больше зависит от стадий семейного цикла, и их жизненные цели больше связаны с семьей, а профессиональное развитие во многом подчинено семейным интересам. (Roberts, Newton, 1987)

Американская исследовательница Г. Шихи, последовательница Левинсона, применила изучала период взрослости в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

Первый кризис, происходящий в 20-22 года -- это переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». В этом возрасте человеку необходимо определять и уточнять свои жизненные планы и приступать к их осуществлению. Молодой человек ищет себя, создает свою индивидуальность и окончательно осознает себя как взрослого, осознает свои права и обязанности в связи с этим. Так же это возраст, когда большинство ищет супруга и создает семьи. В профессиональном плане главной целью является специализация и приобретение мастерства в выбранной деятельности.

Около 30 лет происходит кризис конца молодости, переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. Это нормативный кризис взрослости, он происходит от несоответствия того, что есть и того, что могло бы быть. Чем сильнее расхождения, тем больше человек переживает беспокойства и сомнений. В этом возрасте человеку необходимо переосмыслить свой жизненный путь с учетом накопленного опыта, скорректировать жизненные планы и упорядочить свою жизнь во всех сферах (семейной, профессиональной, и т.д.). Происходит переоценка предыдущих выборов, иногда из-за этого человек может резко изменить свою жизнь: распадаются ранние браки, люди получают новое образование, меняют сферу деятельности, если она их не устраивает. Но без личностной перестройки и рефлексии это может оказаться иллюзорным путем решения проблемы.

После 30 лет - «корни и расширение» - главными целями становится карьерные продвижения, решение материальных проблем, обретение постоянного жилища, расширение социальных связей. Также человек постепенно принимает себя таким, какой он есть, интегрирует те части своего Я, которые раньше игнорировались.

В периодизации, предложенной В. Моргуном и Н. Ткачевой, положен критерий ведущей деятельности. В периодизации рассматриваются семь возрастных периодов: юность, молодость, расцвет, зрелость, пожилой возраст, старость и долгожительство.

Ведущей деятельностью в юности (18-23 года) указывается личностное и профессиональное самоопределение, молодости (до 30 лет) - поиск себя, индивидуальности, осознания себя взрослым, выработка индивидуального стиля, достижения мастерства в определенной деятельности. Следующий период, расцвет (31-40 лет) описывается через переход кризиса 30 лет, подведение первых итогов и переосмысление жизни. Ведущей деятельностью является самосовершенствование.

Переход через рубеж 30-и лет, по мнению многих авторов (Д. Левинсона, Г. Шихи, Дж. Холлиса и других) характерно переосмысление своей жизни, целей, ценностей. Новообразованием возраста является достижение социальной зрелости (Хухлаева, 2002), то есть не только выполнение обязанностей взрослого(профессиональная деятельность, создание семьи), но и принятие на себя ответственности за свою жизнь.

Третья фаза – период зрелости. Она начинается в 25–30 и продолжается в среднем до 45–50 лет. В эту пору человек, как правило, уже нашел свое призвание или хотя бы просто профессиональное занятие, которое является делом его жизни и дает средства к существованию. Большинство людей имеет в это время собственные семьи. В пору зрелости человеку свойственны реальные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, основанная на знании себя, по крайней мере, это должно быть так. Знание жизни и самого себя позволяет человеку ставить перед собой вполне конкретные жизненные цели и часто достигать их. С точки зрения Ш. Бюлер, в 40 лет самооценка личности базируется на результатах предыдущих достижений, от них зависят и перспективные планы, жизнь рассматривается (или должна рассматриваться) как решаемая задача.

Четвертая фаза – фаза начала старения – от 45–50 до 65–70 лет, когда стареющий человек уже завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи, как правило, уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный возраст» душевного кризиса вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Ш. Бюлер, усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, одиночеству. В конце этого периода завершается путь самоосуществления, исчезает и самоопределение, постановка новых жизненных целей.

Пятая и последняя фаза жизни – от 65–70 лет до смерти. Подавляющее большинство старых людей оставляет профессиональную деятельность, которую нередко заменяют хобби. Семья окончательно распадается, ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладает тревога, предчувствие близкого конца и желанного покоя. С точки зрения Ш. Бюлер, человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Исследователь Н.А. Логинова отмечает, что если встать на позицию Ш. Бюлер, то логично было бы не причислять последнюю фазу жизни к жизненному пути вообще. Она остается как бы за скобками .

Мы также не можем полностью согласиться с мнением Ш. Бюлер относительно последней фазы человеческой жизни. В действительности это далеко не всегда происходит именно так, как она описала. Все мы знаем случаи активной и творческой старости. В этом возрасте больше, чем раньше, жизнь человека зависит от него самого, от его индивидуальных особенностей, от того, как он прожил предыдущие годы. Хотя Ш. Бюлер и говорит о разграничении биологического и социокультурного созревания, ко второй половине жизни она этого почему-то не относит. Уже на четвертом этапе при появлении первых признаков старения, с ее точки зрения, должен наступить «душевный кризис», связанный с биологическим увяданием и потерей репродуктивной способности. В действительности же к последнему фактору можно отнестись по-разному – в потере репродуктивной способности объективно есть не только отрицательные, но и положительные стороны. А уж если говорить об истинно религиозных людях, то по мере приближения к вечности у них возрастает ощущение смысла жизни и ответственности за нее.

Если внутри первого периода жизни Ш. Бюллер провела дополнительную классификацию, выделив в детстве отдельно каждые 2–3 года, то в дальнейшем в одной возрастной стадии размах достигает 20 и более лет. В таком подходе автор не одинока, многие разделяют его. Дело в том, что учеными гораздо более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости. Так, из восьми стадий жизненного пути, выделенных Э. Эриксоном, четыре стадии относятся к периоду первичной социализации до окончания школы, еще две – к периоду юности и ранней молодости, и только две приходятся на всю оставшуюся жизнь, где выделяется зрелость и заключительный этап . Таким образом, если в первые 25–30 лет жизни человека Э. Эриксон выделяет шесть стадий, то вся последующая жизнь на протяжении 40–50 лет подразделяется лишь на две стадии. Вероятно, это связано с тем, что процесс вхождения ребенка в мир, первичная адаптация к социальной среде имеет ряд общих черт, а в дальнейшем развитие человека во многом становится гораздо более индивидуализированным. Конечно, это не означает, что его следует меньше изучать, но чем меньше общих характеристик можно выделить, тем изучение становится сложнее.

В настоящее время учеными более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости.

С этой точки зрения особенно впечатляет одна из периодизаций человеческой сексуальности, где период зрелой сексуальности трактуется как одно целое и составляет целых 30 лет – от 26 до 55 лет. Здесь выделяются:

1) парапубертатный период – от 1 до 7 лет;

2) предпубертатный – до 13 лет;

3) пубертатный – до 18 лет;

4) переходный период становления – до 26 лет; сексуальности

5) период зрелой сексуальности – до 55 лет;

Трудно представить, чтобы в течение 30 лет сексуальное поведение человека не менялось и интерпретировалось только как «зрелая сексуальность». С нашей точки зрения, «переходный период» более точно было бы назвать юношеской гиперсексуальностью, и в 26 она, если и начинает спадать (у мужчин), то совсем незначительно, и в дальнейшем снижение происходит постепенно. Поскольку сексуальность – явление не только физиологическое, но и психологическое, то она связана также и с возрастными кризисами, и с особенностями самосознания личности. В середине жизни она продолжает развиваться или, по крайней мере, претерпевает глубокие изменения. Кроме того, в этой классификации ничего не говорится об особенностях мужской и женской сексуальности, как будто между ними нет никаких различий.

В современной науке отсутствует единая, всеми признанная классификация возрастных периодов. Оригинальную классификацию времени человеческой жизни предложил американский исследователь Д. Левинсон . Он поставил акцент на взрослые периоды жизни, мало обращая внимания на детство, которое назвал «эрой предвзрослости». В его классификации отдельные годы входят сразу в две группы, являясь окончанием одного периода и началом нового. Он выделяет: 1) эру предвзрослости (0-22), эру ранней взрослости (17–45), эру средней взрослости (40–65) и эру поздней взрослости (60 – до конца жизни). В каждой «эре» он выделяет еще три периода: переход к следующему этапу взрослости, вхождение в этот этап, и наконец, кульминационный период. По мнению Левинсона, благополучие жизни в следующей эре закладывается уже на предыдущих этапах. Мы полностью согласны с таким подходом, однако будем обращать внимание на то, какие возможности имеются у индивида, если основы для благополучия на предыдущих этапах ему заложить не удалось или он был лишен такой возможности в детстве.

Из современных российских исследователей, занимавшихся проблемами классификации стадий жизненного цикла человека, следует отметить А.А. Реана с соавторами, К.А. Абульханову, В.Д. Шадрикова, Л.А. Регуш, О.В. Краснову, М.Б. Ермакову. Семь стадий в жизни человека выделил А. А. Реан:

1) младенчество (от рождения до 2 лет);

2) раннее детство (от 2 до 6);

3) среднее детство (от 6 до 11);

4) подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19);

5) ранняя взрослость (от 20 до 40);

6) средняя взрослость (от 40 до 60);

7) поздняя взрослость и старость (60…75…) .

Данную классификацию вряд ли можно считать соответствующей задачам изучения адаптации и решения личностных проблем. С нашей точки зрения, подростковый и юношеский возрасты совершенно нецелесообразно объединять в одну группу, поскольку и мироощущение, и задачи, стоящие перед подростками и юношами, далеко не одинаковы. Эту возрастную группу нельзя считать единым целым, общим у них является лишь само переходное состояние, но оно имеет существенные различия. Стремление продлить период ранней взрослости характерно для многих авторов, но в этом, по нашему мнению, есть большая натяжка. Вряд ли 35, а тем более 40 лет можно все еще считать началом взрослой жизни. Учитывая среднюю продолжительность жизни, в этот период человек находится во второй ее половине, и наиболее значимые выборы им уже сделаны. И если 40 лет еще можно отнести к средней взрослости, то с приближением к 50 годам неизбежно начинается стадия биологической инволюции. Соответственно, различаются и задачи, возникающие перед людьми разных возрастных категорий, что влечет за собой различие в механизмах их адаптации.

ВОПРОСЫ:

§ 1. Периодизация развития взрослых.

§ 2. Ранняя взрослость: физическое, когнитивное и личностное развитие.

§ 3. Средняя взрослость: кризис середины жизни, физическое, когнитивное и личностное развитие.

§ 4. Поздняя взрослость: периодизация, физическое, когнитивное и личностное развитие; теории старения.

§ 1. Периодизация развития взрослых

Ш. Бюлер выделила 5 фаз жизненного пути. Фазы не имеют названий, но определены возрастом в годах и общей характеристикой фаз:

    0 – 16/20 лет: нет семьи, нет профессии, нет жизненного пути;

    16/20 – 25/30 лет: предварительное самоопределение, выбор супруга;

    25/30 – 45/50 лет: зрелость – собственная семья, найдено призвание, ставятся конкретные жизненные задачи и цели, самореализация;

    45/50 – 65/70 лет: стареющий человек; трудный возраст душевного кризиса; к концу фазы исчезает самоопределение, постановка жизненных целей;

    65/70 – … лет: старый человек; нет социальных связей; бесцельной существование; обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.

Эта периодизация (Ш. Бюлер) – начала 20 века. (Моргун, Ткачева).

Э. Эриксон (1902-1994) в книге «Детство и общество» (1963) разделил жизнь человека на 8 отдельных стадий психосоциального развития ЭГО (на восемь возрастов человека).

6 стадия : ранняя зрелость: 20 – 25 лет (молодость); задача развития: могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Пути развития: 1) душевная теплота, понимание, доверие → результат чего: близость (интимность); 2) одиночество, боязнь потерять себя в отношениях с другими → результат чего: изоляция.

7 стадия : средняя зрелость (взрослость): 25 – 65 лет; задача развития: что я могу предложить будущим поколениям? Пути развития: 1) целеустремленность, продуктивность → генеративность (продуктивность эго); 2) обеднение личной жизни, регрессия → инертность (стагнация эго).

8 стадия : поздняя зрелость (зрелость): 65 лет и …; задача развития: доволен ли я прожитой жизнью? Пути развития: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности → целостность эго (эго-интеграция); 2) отсутствие чувства завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью → отчаяние. (Теории личности: Крайг).

Периодизация по Д. Левинсону (1978, 1986, 1990). Эта периодизация вначале была разработана для мужчин, а впоследствии исследования подтвердили ее применимость и к развитию женщин.

В жизненном цикле взрослых Левинсон выделил 3 главные эры , каждая продолжительностью около 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни . Эта структура образует основу образа жизни, служа одновременно границей и связующим звеном между личностью и обществом. Структура жизни образуется преимущественно из отношений индивидуума с внешним миром. Это могут быть отношения с отдельными людьми, группами, системами и даже предметами. В определенные возрастные периоды люди начинают испытывать сомнения и разрушать существующую структуру жизни. Затем они создают новую структуру, соответствующую текущим потребностям. (Эти периоды называются переходными, или кризисами развития). Эта структура является доминирующей в течении устойчивого периода деятельности, пока человек не «перерастает» ее, - и весь процесс начинается заново.

    Эра предвзрослости: 0 – 22 года (Левинсоном не рассматривалась, он только указывал на нее);

    Эра ранней взрослости: 17 – 45 лет ; включает в себя:

    переход к ранней взрослости: 17 – 22 года (это может быть кризисом определения жизненных целей);

    структура жизни в период вхождения в раннюю взрослость : 22 – 28 лет;

    переход 30-летия: 28 – 33 года ;

    структура жизни в кульминационный период ранней взрослости : 33 – 40 лет .

    Эра средней взрослости: 40 – 65 лет , включает в себя:

    переход к средней взрослости: 40 – 45 лет (кризис середины жизни);

    структура жизни в начальный период средней взрослости : 45 – 50 лет;

    переход 50-летия: 50 – 55 лет;

    структура жизни в кульминационный период средней взрослости : 55 – 60 лет.

    Эра поздней взрослости: 60 – …, включает:

    переход к поздней взрослости: 60 – 65 лет, а дальше Левинсон не рассматривал. (Крайг).

Б.Г. Ананьев цикл взрослости делил на 4 стадии: 1) ранняя взрослость (21 – 25 лет); 2) средняя взрослость (25 – 40 лет); 3) поздняя взрослость (40 – 55 лет); 4) предпенсионный возраст (55 – 65 лет), который является переходным к циклу старости .

В рамках нашего курса мы будем придерживаться следующей периодизации (3 стадии):

    ранняя взрослость: 20 – 40 лет;

    средняя взрослость: 40 – 60 лет;

Однако эта периодизация сильно зависит от социоэкономического статуса, среды (город – село), этноса, культурно-исторического периода (войны, экономические депрессии и т.д.). В целом, имеется одна тенденция, или закономерность: границы стадий взрослости отчасти определяются социальным классом: чем он выше, тем больше вероятность, что человеку доставляет удовольствие «задержаться» с переходом от одной стадии к другой. Например , взрослый, который связан с тяжелым физическим трудом, и взрослый, связанный с умственным трудом (2-ой может продуктивно трудиться и после 60 лет, а 1-ый – вряд ли, т.е. у него раньше наступит поздняя взрослость).

В связи с этим (относительностью возрастных стадий) введено понятие возрастных часов , по которым взрослые переходят от одной стадии к другой. Возрастные часы вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии отстает или опережает ключевые социальные события, приходящиеся на конкретный период взрослости (стадию). Например, учеба в ВУЗе может быть сразу после школы или после 30 лет, или 40 лет.

Отмечено, что в последние 20 лет произошло размывание границ традиционных периодов жизни. Если в 1950 г. 80% мужчин и 90% женщин полагали, что мужчине лучше всего жениться в возрасте от 20 до 25 лет, то в 1970 г. с эти согласились лишь 42% мужчин и женщин.

Примеры к изменениям границ возрастных периодов:

    в 1890 г. до 80 лет доживало 14% женщин (США), а в 1980 г. → 50% США;

    в 1600 г. до взрослости доживали 50% детей;

    в 1860 г. родители были живы у 16% 50-летних, то в 1960 г. – до 60%;

    в 1940 г. люди проводили только 7% своей взрослой жизни в статусе пенсионеров, в 1977 г. – доля пенсионных лет возросла до 23%.

Возрастные часы – это внутренний хронометр, а постороннему наблюдателю необходимо пользоваться знаниями об определении возраста . Он может быть: 1) биологический – средняя продолжительность жизни человека; он значительно варьирует у разных людей. Как правило, чем выше продолжительность жизни, тем дольше «растягиваются» возрастные стадии и наоборот; 2) социальный – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам (50-летний мужчина с 3-мя детьми и карьерой и 50-летний холостяк, проводящий время в барах в поисках партнерши на ночь); 3) психологический – указывает, насколько человек адаптировался к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к изучению, двигательные навыки, а также субъективные формы, как чувства, установки и мотивы.

Объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости.

Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

Роберт Хейвингхерст создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в сводке. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие.. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни.

Сводка: Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга
Научиться жить с партнером по браку
Начать семейную жизнь
Воспитать детей
Вести домашнее хозяйство
Начать профессиональную деятельность
Принять гражданскую ответственность
Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого
Установить и поддержать экономические стандарты жизни
Организовать досуг
Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми
Создать отношения с супругом как с личностью
Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним
Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья
Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода
Принять факт смерти супруга
Присоединиться к своей возрастной группе
Выполнить социальные и гражданские обязанности
Организовать удовлетворительное физическое проживание

Применимы ли данные концепции развития взрослых в нашем новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя жизнь большинства людей, как правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, в настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона.Теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта. Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком.

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко. Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника — сайт. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни . Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте. Тем не менее достижение интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в Россию из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Левинсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда. Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин , которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин. Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет. На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет. Это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;
2) найти наставника;
3) начать строить карьеру;
4) установить близкие отношения.

Определение мечты . В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Нобелевской премии, грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического — сайт. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника . На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры . Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений . Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке «наставник — ученик». Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам — сайт. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить на три категории. К первой категории относятся те транзиты, которые каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория связана с циклами внешних планет.

Вторая категория основана на аспектах между Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном, которые являются общими в гороскопах большинства людей, родившихся в определенные годы. Поскольку внешние планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в течение месяцев или даже одного-двух лет, и проявляются в картах рождения людей родившихся в эти периоды. Они определяют вопросы общие для многих людей, но они становятся особенно ясными, когда рассматриваемые натальные аспекты активируются транзитами внешних планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные циклы, поскольку они включают комбинацию символизма двух или более планет. Информация, получаемая от этой категории, не является универсально применимой, но дает возможность понимания людей, родившихся в данный период.

Третья, категория включает аспекты транзитных внешних планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта категория основана на транзитах к индивидуальной натальной карте и должна быть скомбинирована с транзитами других категорий.

С первой категорией должны иметь дело психиатры и социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось много исследований, посвященных стадиям взросления или жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень близко связаны с комбинацией циклов внешних планет, особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается об астрологии, информация, полученная в них, может быть очень ценной для астролога.

Особый интерес представляет исследование, проведенное в Yale, описанное в книге "Периоды человеческой жизни" Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными стадиями, аккуратно описанными астрологическими аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но в ней также приведены годы рождения участников, так что аспекты, описанные для каждого периода, могут быть обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон), данные определения будут применимы для любого человека конкретного возраста. Например, Переходный Период Ранней Зрелости начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или 23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом транзитного Сатурна к натальному Сатурну (20 - 23 года), с квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 - 23 года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода человек "...должен переместить семью с центрального места в своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к созданию нового жизненного уклада его как взрослого во взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства, как основу для зрелого развития". В астрологии "структура", которая включает "семью" и "жизненный уклад" связывается с Сатурном, "изменение" - это ключевое слово для Урана, а "развитие" связано с Юпитером.

В книге "Периоды человеческой жизни" жизнь человека делится на четыре периода: Детство и Юношество (3 - 17 лет), Ранняя Зрелость (22 - 40 лет), Средняя Зрелость (45 - 60 лет) и Поздняя Зрелость (65 - ...). Существуют также пятилетние переходные периоды, которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую. Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы упоминали выше (17 - 22 года), Переходный Период Середины Жизни (40 - 45 лет) и Переходный Период Поздней Зрелости (60 - 65 лет). Интересно отметить, что первые два переходных периода совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Поздней Зрелости не вполне укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот период на 57 - 62 года, поскольку это время второго возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану и двух аспектов Юпитера. Чтобы подтвердить это, необходимо отметить, что все участники данного исследования были в возрасте 35 - 45 лет, поэтому эмпирические доказательства для первых двух переходных периодов достаточно сильны, в то время как временные рамки третьего переходного периода практически не были охвачены. Если бы были опрошены люди в возрасте, соответствующем прохождению Переходного Периода Поздней Зрелости, этот временной отрезок мог быть сдвинут.

Книга Левинсона объясняет значение периодов в терминах, которые легко связать с соответствующими планетарными комбинациями, и описывает, что участники исследования испытывали и как они использовали эти периоды времени в своей жизни. Она дает большое количество информации, которую астролог может включить в свое исследование транзитов для практического применения. Некоторые выдержки из этой книги будут приведены при рассмотрении циклов каждой планеты в следующих главах.

Вторая категория транзитов привлекла мое внимание в начале 1970-х годов, когда в течение двух недель мой муж и я отвечали на восемь безумных телефонных звонков. Это звонили родители, чьи дети, тем или иным способом, круто изменили или обдумывали изменение своего жизненного уклада к ужасу своих родителей. Явное проявление было различным, но общий тон был одинаков. Мы построили карты для этих людей, которые все родились в 1952 или 1953 году, и выяснили, что во всех гороскопах отмечается соединение Нептуна с Сатурном (потенциально растворяющаяся структура). В транзитном движении Уран формировал соединение с соединением Нептуна с Сатурном, следовательно, мы имеем внезапное (Уран) растворение (Нептун) структуры (Сатурн). Мы встретились с большинством из этих людей и выяснили, что они, по крайней мере, рассматривали и обдумывали конкретные изменения, хотя все они не предприняли окончательного действия. Эти аспекты в натальной карте являются частью жизненной модели, а когда они активируются транзитами внешних планет, эти вопросы выходят на передний план. Если вы являетесь консультирующим астрологом, то вы заметите, что в определенный период приходят на консультацию ряд людей одинакового года рождения и со сходными планетарными конфигурациями. И это происходит во время действия определенных транзитов внешних планет. Если вы выслушаете внимательно несколько первых клиентов, пришедших на консультацию, вы узнаете сообщение транзитов, и даже после первого клиента начнете определять, как себя вести с большинством планетарных тем.

Другой способ получения полезной информации об аспектах, общих для определенных лет, заключается в изучении того, что произошло в мире во время рождения этих людей, а потом применении принципов к данному индивидууму. Карта рождения, конечно, является также и мунданной картой для этого момента времени в истории, и мировая политическая атмосфера будет отражаться на моделях поведения уроженца. Разберем пример соединения Плутон-Сатурн в 1946- 1948 годах. Это соединение пришлось на знак Льва, открытый знак. Исторически этот период отмечает конец Второй Мировой войны, период преобразования мира, когда главным вопросом была власть. Одним из способов проявления этого было разделение Германии. Страна была разделена силами союзников - державами, которые выиграли войну. Правила и регулирование (Сатурн) были навязаны (Сатурн и Плутон), и Германия была трансформирована (Плутон). Для людей, родившихся в 1946 - 1948 годы при таком соединении, сила и/или преобразование будут играть важную роль в жизни и будут особенно заметны, когда соединение Сатурн-Плутон будет активироваться транзитами. Поскольку это соединение было во Льве, вопрос силы или власти в жизни индивидуумов, родившихся в этот период, будет вероятно явным и будет открыто проявляться.

Можно провести сравнение с соединением Сатурна-Плутона в 1981 - 1983 годах в Весах, хотя проявлялись те же самые планетарные энергии, способ выражения в Весах был совершенно иным, чем во Льве. Знак Весов говорит о мире и гармонии, и вопрос силы (власти) в этот период был менее определенным, чем в сороковых годах. Исторически, протесты против властей в начале восьмидесятых годов приняли форму людских цепей, в противоположность силовым воздействиям. Люди с соединением Сатурн-Плутон в Весах будут, возможно, более тонко обращаться с вопросами силы и преобразования в их жизни.

Прямой противоположностью этим соединениям была середина шестидесятых годов, когда Уран, а не Сатурн, формировал соединение с Плутоном. Эти годы были отмечены внезапными бунтами в наших городах. Контроль и порядок Сатурна был заменен на странные и революционные тенденции Урана. В то время как соединение Сатурн-Плутон в любом знаке указывает на медленное и непрерывное движение в одном направлении, и это присуще людям, родившимся при таком аспекте, люди с соединением Уран-Плутон будут более склонны к спонтанным проявлениям силы или внезапным преобразованиям. Конечно, можно привести множество подобных примеров, которые могут составить отдельную книгу. Здесь же вполне достаточно еще раз сказать, что изучение состояния мировых условий во время рождения клиента дает возможность понимания основного характера этого индивидуума. А это в свою очередь может расширить понимание того, что человек хочет и что он испытывает во время действия определенных транзитов.

Однако, именно третья категория транзитов имеет наибольшую важность для индивидуума, поскольку она включает две первые категории и комбинирует их с персональными планетами и точками. Эти транзиты нельзя приписать определенному возрасту или году рождения, они уникальны для индивидуума. У вас может быть общий аспект квадрата транзитного Урана к натальному Урану с рядом людей, которые родились в интервале двух лет от вашей даты рождения. Если ваш натальный Уран находится в соединении с Юпитером, то у вас квадрат транзитного Урана к натальному Юпитеру также будет общим с людьми, родившимися в интервале нескольких месяцев от вашей даты рождения. Если натальное соединение Уран-Юпитер формирует оппозицию к вашему Солнцу или Венере, то добавление этого измерения сокращает интервал до нескольких дней от вашей даты рождения. Мы еще сузим этот интервал в дальнейшем, когда введем в рассмотрение дома.

Каждый транзит символизирует общие свойства, которые можно применить к любой жизни; это знание является полезным, но только через натальные указания транзиты могут быть применены к конкретному индивидууму. При интерпретации натального гороскопа можно определить сущность и образ действия (modus operandi) человека, чтобы более эффективно и успешно использовать информацию, предлагаемую транзитами. Например, вам не следует советовать людям с сильной "воздушной" эмфазой двигаться быстро вперед без планирующей стратегии. Возможно, они вообще не предпримут действия, а даже если и сделают это, то результаты могут быть менее, чем удовлетворительные. Помимо понимания индивидуума, чем больше вы знаете о жизненных обстоятельствах конкретного периода, который вы изучаете, тем более определенным становится выбор и направление. Даже обладая всей описанной выше информацией, необходимо осознавать, что существуют потенциально позитивные и негативные проявления транзитов. Причина этого заключается в том, что негативное проявление может произойти до того, как у вас появится возможность развить позитивное направление или некоторая неприятная ситуация может возникнуть в то время, когда вам кажется, что вы двигаетесь в правильном направлении. Ни один из этих случаев не является безнадежным. Внимательно изучив заново ваше положение, вы можете обнаружить, что необходима лишь небольшая корректировка. Запомните, транзиты описывают условия, а не результат, они символизируют силу, которую следует использовать для правильного движения к желаемой цели.

Невозможно в одной книге приспособить транзиты к каждому индивидуальному гороскопу. Поэтому натальные указания и конкретное использование транзитов мы оставляем читателю. В этой книге будут рассмотрены общие значения и смысл транзитов на различных уровнях; возможное применение их тем для выявления позитивных свойств; и другая информация, которая расширит ваше понимание транзитов и облегчит их использование.