Волюнтаризм - что это? Волюнтаризм простыми словами. Что такое волюнтаризм и кто такие волюнтаристы



Волюнтаризм (лат. - воля) - одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма - (см.), (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.

Мы находим его ещё в писаниях «отцов церкви»: у Августина Блаженного (354-430), придававшего воле решающее значение и сочетавшего волюнтаризм с учением о божественном предопределении, у известного философа средневековья Дунса Скота, признававшего примат воли над разумом, случая - над необходимостью и зависимость человека от воли божьей. Реакционный характер волюнтаризма выявил себя, таким образом, у самых истоков его возникновения. Волюнтаризм уживался с фаталистическими учениями о божественном предопределении и воле божьей. В новой философии направление волюнтаризма связано, как показал Ленин в « » (см.), с линией (см.), (см.), с кантианской формулой рассудок диктует законы природе. Ярким примером такого «волюнтаристического идеализма» является махизм (см.), отрицающий объективные законы природы и признающий мир творением воли. У народников, у анархистов, у эсеров волюнтаризм философски обосновывает лженаучные субъективистские теории о «сильных личностях», якобы направляющих общественный процесс.

У неокантианцев волюнтаризм служит целям затушёвывания неизбежности гибели капитализма. У Ницше волюнтаризм означает оправдание насилия господствующих классов, порабощения, угнетения масс. Волюнтаризм - философия воинствующих мракобесов, стремящихся любой ценой задержать ход истории и спасти капитализм от - неминуемой гибели. Волюнтаризм - спутник политического авантюризма. Так, немецкая фашистская философия считала волю (особенно волю фюрера) определяющей силой общественных событий. Современная философия американо-английских империалистов использует волюнтаризм для «обоснования» политических авантюр новых претендентов на мировое господство. Представители так называемого (см.)пропагандируют реакционную идейку о том, что всё зависит от «воли» человека: фашизм, говорят они, становится «истиной», если люди решают жить при фашизме.

Марксистский философский материализм борется против волюнтаризма как реакционной идеалистической выдумки. Не «воля», не выдающаяся личность определяет ход истории, а объективные общественные законы. Подлинная свобода воли людей, свобода их деятельности возможна лишь при том условии, если они опираются на знание объективных законов развития и действуют не вопреки им, а в полном соответствии С ними. Положение марксизма об объективном, характере законов Общественного развития, существующих и действующих независимо от воли людей, целиком. относится и к социалистическому Обществу. Поэтому глубоко ошибочными, волюнтаристическими По своему существу были взгляды ряда советских экономистов, философов, юристов, полагавших, будто Советское государство может по своей воле уничтожать одни экономические законы и создавать другие, отменять и преобразовывать их по своему усмотрению.

Они отождествляли объективные экономические законы с юридическими законами, издаваемыми Государством или отменяемыми им. Вся деятельность Советского государства, всё развитие советского общества определяются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Волюнтаристская трактовка законов опасна тем, что она лишает всякой возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны и наладить хотя бы самое элементарное экономическое руководство. Политика Коммунистической партии является могучим рычагом строительства коммунизма именно потому, что она исходит из объективных экономических законов социализма, базируется на использовании этих законов и мобилизует массы на решение тех задач, которые выдвигаются всем объективным ходом исторического развития. (См. также

, Ф. Ницше , А. Бергсоном .

Другие значения:

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Волюнтаризм" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… … Философская энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

    Волюнтаризм - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь

    ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Россия (конец XIX - начало XXI века). В 7 томах. Том 5. Кризис режима (1964-1984) , В. А. Поцелуев. Представленное издание является 5-й книгой 7-томного труда "История России (конец XIX - начало XXI вв.)" . Свергнув Н. С. Хрущева за волюнтаризм и несбыточность построения вСССР коммунизма,…

Современные толкования некоторых философских и психологических терминов пестрят противоречиями. Нет полного единодушия и в ответах на вопрос «Что такое волюнтаризм?» в политике, экономике, психологии.

Чаще всего так называют произвольные решения руководства, пренебрегающего объективными законами общественной жизни.

Если говорят о политике, государственном деятеле в негативном ключе, то не забывают ему приписать волюнтаризм, могут добавить «и авантюризм». Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы.

Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Волюнтаризм - что это? Рамки направления ограничиваются философией и психологией, может, они намного шире?

Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. Интересно, что контекст подчас бывает диаметрально противоположным.

Что такое волюнтаризм

Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas - «воля» и vello - «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.

В родном языке родоначальника германской профессиональной социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».


Термин «волюнтаризм» относится:

  • к идеалистическому направлению в философии , признающему первоосновой всего сущего волю;
  • в психологии - к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
  • в теории и практике социально-политической деятельности - к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
  • в экономике - к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).

В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.

Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.

Истоки философского направления

Один из отцов христианской церкви - Блаженный Августин (Аврелий) утверждал, что все предопределено Богом и не зависит от поступков людей. Считается, что этот теолог и философ еще в IV–V веке первым раскрыл сущность волюнтаризма.

Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Одни люди предназначены к спасению, других ожидают адские муки.

Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории. Согласно его доктрине, человек не способен без Бога ни на один поступок, кроме греховных.

Фактически, это означало божественное предопределение, фатализм, изначальную греховность всего, что связано с человеческим родом. В исламе идеи, подобные тем, что высказывал Августин, нашли яркое выражение.

Главная в фатализме - подчиненность воли человека некоторой высшей силе. Противоположный смысл заложен в учении о свободе воли, что означает самостоятельность в действиях, не зависящих от чужой воли.

Два учения кажутся взаимно исключающими друг друга, но они одинаково пренебрегают объективными закономерностями всего происходящего в мире.

Философия Шопенгауэра

Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.

Наиболее яркие представители этого направления - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. С именем немецкого мыслителя связаны слова о том, что «воля - это вещь в себе».

Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее - не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.

Познание - венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.

Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.

Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:

  • теряет свою индивидуальность,
  • забывает о своих желаниях;
  • растворяется в объекте;
  • освобождается от воли.

Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.

Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.

В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.

Субъективизм в СССР. Хрущев

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».

Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.

Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.

Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.

Воля - наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.

Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.

Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.

Видео: Философия А. Шопенгауэра

Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.

История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.

Перевод и значение термина

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это - уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Истоки происхождения

Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм - что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».

В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:

  • в философии - признание первоосновой всего воли;
  • в социологии и политологии - стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
  • в психологии - воля первична, а все другие психические явления вторичны;
  • в экономике - пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.

К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.

Направление в философии

Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.

Волюнтаризм - что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.

Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».

Волюнтаризм Хрущева

После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?

Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.

Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.

Современная трактовка термина

В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.

Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:

«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. потерял бы всякий . Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую « » Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas воля)

одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. человека, отрицают причинную обусловленность явлений и науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.

В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и " (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив " силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками метод в социологии (Лавров , Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".

В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная , кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.

Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что " природы есть первичное, а воля и человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что , как способность принимать со знанием дела (см. также ст. Воля).

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и , там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.

М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь