Умею плавать раньше чем ходить. Плавать раньше, чем ходить: все о грудничковом плавании


Этот девиз сейчас весьма популярен у мам. Но вместе с тем методика раннего плавания рождает у родителей и множество вопросов: не вредно ли это, не станет ли для малыша трудным испытанием, и, в конце концов, зачем ему это вообще нужно?
Многие уверены в том, что плавание с грудничкового возраста способствует гармоничному развитию младенца, служит залогом его дальнейшего здоровья и физической подготовки, а также средством избежать проблем с обучением плаванию в старшем возрасте. Однако у плавания для самых маленьких есть и противники.

Водный мир
Поскольку в водной среде плод обитает еще в животе у мамы, у новорожденного малыша сохраняется инстинкт плавания, а вновь погружаясь в воду, он обретает привычную обстановку. Непосредственной пользой этого процесса многие специалисты считают закаливание и психомоторное развитие. Ранее плавание очень полезно детям, у которых на первых неделях жизни был диагностирован гипертонус. Поскольку в воде происходит естественный массаж мышц и кожи, укрепляются и опорно-двигательная, нервная и дыхательная системы. Хорошо развивается сердечно-сосудистый аппарат, улучшается кровоснабжение. Среди других полезных аспектов называют общее расслабление и улучшение обменных процессов. Это помогает бороться с такими неприятными для родителей явлениями, как колики и запоры. Ну и наконец, улучшаются сон и аппетит, то, о чем тревожатся почти все мамы.
Что касается эмоциональных трудностей и психологических стрессов, то это, скорее, проблемы обеспокоенных родителей, чем малышей. Педиатры уверены, что раннее плавание дарит малышу только положительные эмоции. «Плавающие» дети чаще улыбаются, растут более энергичными и активными по сравнению с их «сухопутными» сверстниками.
Ранее плавание служит неплохой профилактикой частого детского страха перед водой и последующих проблем с купанием. А еще помогает маме и малышу установить более полноценный контакт и взаимопонимание, поскольку во время приятных занятий родители учатся лучше чувствовать ребенка и понимать язык его «младенческих жестов».

Как с гуся вода
Родителей младенцев, наверное, можно по праву назвать самыми осторожными людьми на свете, поэтому, сколь ни велика польза от методик раннего развития, противники у них до сих пор находятся. Можно представить себе реакцию неопытной мамы, которой с новорожденным малышом на руках страшно подступиться и к безобидной детской ванночке, не то чтобы опустить его, беззащитного, в воду бассейна даже под контролем тренера. Это и неудивительно, если учесть, что не так давно даже для врачей эта практика была экспериментальной. Ее разрешали применять не раньше достижения ребеночком возраста нескольких месяцев. Неграмотный подход и теперь может испортить начинание. Родительские ошибки и неверное поведение иногда приводят и к неприятным последствиям.
Если речь идет о купании малыша в бассейне, возникает риск простуд, насморков, отитов и других воспалительных процессов. Возможны даже такие неожиданные недуги, как расстройства желудка из-за попадания воды в пищеварительную систему.
При пороках сердца, инфекционных заболеваниях и пневмонии раннее плавание вообще противопоказано. Перед тем как начинать занятия, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Но даже если никаких проблем со здоровьем нет, не помешает морально подготовиться к тому, что «не пойдет». Увы, не у всех детей проявляется тяга к таким вот водным процедурам. В таких случаях стоит попробовать другие, менее радикальные, методики – массаж или гимнастику. Ну а если вы все-таки решились, запомните несколько условий.

Когда. Самый ранний возраст для занятий — две-три недели. К этому времени уже заживает пупочная ранка.
Где. Начинать, конечно, лучше с обычной уютной домашней ванночки. К этапу «большого плавания» в бассейне стоит переходить не раньше достижения малышом двух месяцев. Фитнес-клубы предлагают спецпрограммы в бассейнах для грудничков. Там необходимо убедиться, что вода для детских занятий не хлорирована. Более демократичные варианты: детские бассейны при обычных районных поликлиниках или детских садах. Кстати, и к наличию справок там относятся более придирчиво, а значит, меньше шансов подхватить какую-нибудь инфекцию. Не забудьте, что перед тренировками младенца надо одеть в плотные трусики или специальные «купальные» подгузники.

Хотя некоторые мамы довольно смело отправляются на море с детьми, которым исполнилось всего несколько месяцев, открытые водоемы, несмотря на летнюю пору, располагающую поплескаться вместе с ребенком, все-таки нежелательны для грудничков. Поборите свое искушение. Есть разные мнения по поводу того, с какого момента малышам позволительно начинать купаться на природе, но большинство специалистов сходятся на том, что этого нельзя допускать до года или двух лет. При этом необходимо, конечно, чтобы вода была достаточно теплой и чистой.

Что требуется от родителей.
— Прежде всего, серьезное желание и большое терпение!
— Следующий пункт — избегайте всякой спешки! Все должно происходить постепенно.
Не добивайтесь «победы любой ценой». То есть не проявляйте никакого родительского насилия. Не давайте своим желаниям обогнать потребности ребенка. В конце концов, главное – польза и взаимное удовольствие.
— Не помешает и определенная уверенность в себе и своих силах. Спокойствие, только спокойствие – как говорил Карлсон. Малыш должен чувствовать поддержку с вашей стороны. Когда опасается мама, это ощущение может передаться и младенцу. Если страх слишком велик, а желание обучить плавать не менее сильное, поможет инструктор.
— Очень важно правильно подготовить малыша: он должен быть сытым и выспавшимся, а начинать уроки в хорошем настроении. Хорошо, если они будут проходить в форме игры (можно использовать игрушки). Чтобы усилить эффект, с малышом можно побеседовать и попытаться объяснить ему, что, собственно происходит.
— Учитывайте предпочтения ребенка. Дети любят купаться по-разному — кто-то на спинке, кто-то на животике. Ориентируясь на реакции ребенка, и стоит проводить «сеансы плавания». Если малыш лежит на спинке, поддерживайте его «под затылочек», а если на животике — под подбородком.
Скорость плавания — тоже дело индивидуальное. Иногда дети любят, чтобы их возили «восьмерками» медленно и плавно, а иногда – в режиме веселых гонок.

И еще некоторые условия
— Ванна наполняется на две трети, а температуру воды для начала лучше подобрать около 36-ти градусов. Потом ее можно постепенно понижать.
— Заниматься грудничковым плаванием лучше ежедневно – начиная с «сеанса» по пять-десять минут, а потом доводя временной отрезок до 20-ти минут. А вот плавание малыша в бассейне может продолжаться уже до 40 минут.
— Погружение в воду осуществляйте вертикально и без резких движений.
— Особая статья — ныряние . Это второй этап начального обучения. Нельзя обучаться нырянию, пока вы не убедились, что вода ребенку действительно нравится, как и занятия плаванием. В отношении грудничкового ныряния действуют все те же психологические принципы. Попробуйте не попасть в ситуацию, в которой оказалась одна моя знакомая, которая обучала малышку плаванью с таким рвением, что все родственники, проживающие вместе с мамой, по вечерам содрогались от оглушительных воплей младенца.
В первый раз опускайте малыша в воду буквально на несколько секунд, а уже потом, если ему это понравится, можно постепенно увеличивать время его пребывания в воде.
Ну а подводя итоги, стоит напомнить, что все дети – разные! И то, что хорошо для одного, не так здорово для другого. Не стоит заниматься с ребенком грудничковым плаванием, поддаваясь влиянию «моды» или потому что так делают все вокруг. Надо разобраться, насколько это хорошо и полезно для вашего малыша. Впрочем, он и сам вам в этом поможет.

Многих мамочек пугает водная стихия и они бояться с самого раннего детства начать приучать своего малыша к ней. Это напрасно, ведь вода очень полезна для здорового и крепкого развития ребёнка. Не стоит забывать, что находясь девять месяцев в животике у мамочки, он прибывает именно в жидкой среде и чувствует себя в общем-то комфортно, поэтому многие специалисты рекомендуют начинать обучению плаванью непосредственно практически сразу же после рождения, примерно через две-три недели.

Чем же так полезно данное мероприятие:
- Полностью укрепляется иммунная система.
- Раскрываются лёгкие.
- Улучшается кровообращение, в том числе и в головном мозге.
- Упрочняется опорно-двигательная система.
- Исключается появление плоскостопия.
- Развиваются абсолютно все мышцы крохи.
- Профилактика запоров и газообразования за счёт массажного эффекта.
- Убирается риск возникновения каких-либо нервных расстройств.

Основные рекомендации родителям:
1. Начинать обучение следует в обычной детской ванночке, которая должна быть оптимального размера. Затем переходим во взрослую, а уже со временем это может быть общественный бассейн.
2. Набираемся в ёмкость только кипячённую воду, температура которой составляет 37 градусов. Каждые три месяца постепенно понижайте его на два деления и уже к концу года вы достигните температуры примерно 30 градусов.
3. Чтобы малыш ничего не боялся, не нужно резко опускать его в воду, лучше это делать не торопясь, ласково поливая его с ладошки нежными струйками жидкости. Не забывайте разговаривать с ним и при желании даже можно включить какую-нибудь расслабляющую музыку.
4. Ни в коем случае не проводите занятия с больным или ослабленным ребёнком.
5. Если в процессе познания новых упражнений, он капризничает и не желает выполнять, не стоит кричать и насильно заставлять кроху это делать, отложите данный процесс на потом.
6. Не стоит забывать про наличие ярких забавных игрушек в ванночке и необходимого приспособления, который будет держать карапуза первые месяцы. Это могут быть либо надувные подушки, которые крепятся к спине плавунца, либо круг для поддержания детской головы, либо специальный чепчик, набитый пенопластом.
7. Изначально отдавайте предпочтение простым упражнениям, например, передвижение от одного бортика ванночки к другому. При этом вы должны поддерживать отпрыска крепко сцепленными руками в замок. Также сделайте небольшие покачивания, то опуская ровные ножки крохи ко дну, то поднимая их ближе к поверхности водички. Далее со временем можно перейти к скольжениям на спине, а затем на груди. При первом способе вы отталкиваете малыша и он начинает самостоятельно скользить какое-то время (на нём обязательно должен быть надет спасательный чепчик). Ко второму способу нужно переходить после того, как ребёнок уже хорошо научится держать головку. На спину прикрепляются надувные подушки и он пытается без чьей-либо помощи интенсивно работать ножками в воде.
8. Не следует перенапрягать малютку длительными занятиями, наберитесь терпения и проводите обучение по нарастающей программе.

Здоровья вам и вашим крошкам!


Был ли полезен материал?

да 8 нет 0

Педиатры утверждают, что ребенка можно учить плавать уже в раннем детстве. И чем раньше возраст, тем быстрее он привыкнет к воде.

Как только затянется пупочная ранка малыша, вы можете начинать приучать его к воде, учить плавать. Обычно родители приступают к занятиям к 1-2 месяцам. Идеальным вариантом, было бы обратиться с этим вопросом к профессионалу. В некоторых государственных поликлиниках или частных организациях существуют специальные бассейны для грудничков. Там можно заниматься с детьми с 2-х месяцев, соответственно, вместе с мамой или папой под присмотром специально обученного инструктора. Но, если у вас возникло желание, вы можете заняться этим в домашних условиях.

1 . Желательно, что бы в ванной комнате был не яркий свет, помещение отапливалось. Температура воды, для начала, должна ровняться температуре тела, т.е. 370С. Со временем, можно довести температуру до 330С. В более прохладной воде младенец будет вести себя активнее. Можно приобрести малышу специальную резиновую шапочку или просто удерживать головку над водой.

2 . Сначала учимся плавать на спине. Кто-нибудь из родителей, одной рукой, поддерживает головку в области затылка. Вторая рука находится у бедра. При необходимости, можно перемещать её вдоль спины. Через некоторое время убираем руку с бедра, поддерживая одну головку. Необходимо следить за настроением малыша. Если оно испортилось, не стоит продолжать занятия.

3 . Как только ребенок привыкнет плавать на спине, переходим к следующему этапу - плаванию на животе. Одна рука должна находиться одновременно под подбородком и на груди, другая - располагаться под животиком. В таком положении малыша перемещают по воде, имитируя процесс плавания.

4 . Переходим к нырянию. Для этого, спокойным голосом, произнесите: "Ныряем". Затем подуйте младенцу в лицо (в этот момент ребенок рефлекторно задерживает дыхание) и погрузите его в воду с головой на короткий промежуток времени. Скорее всего, после этого момента, кроха начнет плакать. Тогда спокойным голосом нужно показать малышу, что все в порядке. После первого погружения лучше плавание прекратить. Не останавливайтесь на достигнутом и младенец, со временем, оценит ваши старания.

5 . На следующем этапе вам будет необходимо приобрести специальную шапочку с прорезями, где закрепляются кусочки пенопласта. Эта конструкция будет поддерживать головку младенца на поверхности воды. Карапуз лежит на спине, а мама поддерживает его головку ленточками, прикрепленными к шапочке, перемещая малыша вдоль ванны. Позже, пенопласт из шапочки вынимают.

6. Очень важно, что бы младенец ощущал спокойствие и уверенность матери, что позволит ему чувствовать себя комфортно. Не надо его торопить, пусть всё идет своим чередом. Ведь отличное настроение и улыбка на лице вашего ребенка перекроют все негативные моменты.

То, что мой ребенок обязательно будет заниматься плаванием с рождения, я решила еще тогда, когда детей и замужества не было в списке моих планов. А был только толстый ежедневник с кучей дел, работа с утра до ночи, а в свободное от нее время - спортзал и бассейн. Именно там я впервые и увидела, как мамы с малышами занимаются грудничковым плаванием. Меня приятно удивили милые карапузы в смешных плавках, еще не умеющие ходить, но уже отважно, как маленькие пингвинята, ныряющие в воду с бортика. "Хочу себе такого же," - подумала я, а желаниям, как известно, свойственно исполняться.

Примерно через 5 лет, уже глубоко беременная, стараясь победить гравитацию, я плавала в бассейне практически ежедневно, мечтала о том, как совсем скоро буду наслаждаться водной стихией уже вдвоем с сыном. Вскоре моя мечта сбылась.

Через несколько дней после того, как мы с Елисеем вернулись домой из роддома и у него зажила пупочная ранка, на пороге нашей квартиры появилась наша инструктор. К ее приходу мы хорошо проветрили детскую, наполнили прохладной водой (примерно 34 градуса) большую ванну и договорились с мужем о том, что не будем сильно волноваться во время первого Елисейкиного погружения.

Итак, наш первый урок плавания начался на суше с массажа. Прежде, чем опуститься в прохладную водичку, малыш как порядочный взрослый спортсмен, должен разогреть мышцы. Тренер терпеливо показывает все элементы массажа, учит нас азам динамической гимнастики.

Переходим в ванну. Здесь, как вы поняли, начинается самое интересное. Сначала малыш здоровается с водичкой. Инструктор ласково, под приговорки и рассказы, держа Елисея под мышки, опускает его в ванну и для начала просто раскачивает его вперед и назад, чтобы наш парень привык и освоился. Затем тренер осторожно кладет подбородок малыша себе на ладонь, и наш мальчик уже похож на маленького лягушонка, распластавшегося вдоль поверхности воды. Только голова торчит на поверхности и кусочек попы. Начинаем делать восьмерки в воде - тренер как на буксире катает Елисея по всей длине ванны. Сын не сопротивляется, а, кажется, наоборот, релаксирует, будто вспоминая родную стихию.

"А сейчас мы будем нырять!" - анонсирует тренер, обращаясь скорее к Елисею, чем к нам.

"Подождите, я выйду,"- торопится покинуть ванную наш сильный и смелый папа.

Вообще ребенок рождается на свет с рефлексом задержки дыхания при попадании в воду - это один из подарков природы, часть программы самосохранения, которая работает во время родов. В течение первых трех месяцев жизни этот инстинкт постепенно, за ненадобностью, угасает. Именно поэтому специалисты по раннему плаванию и советуют начать заниматься нырянием с малышом как можно раньше. Ведь таким образом мы сохраняем ребенку рефлекс задержки дыхания в воде на всю жизнь.

Вот такая теория. И на тот, момент, когда Елисей приготовился впервые нырять, я ее знала. Но все разволновалась. Он же такой маленький и беззащитный! Ну какие у него могут быть рефлексы самосохранения?

А тем временем наш тренер держит сына за подбородок, уверенно и четко произносит: "Елисей, Ныряем!" Дует мальчику в переносицу, а потом льет ему на лицо водичку из ковшика. Елисей делает такую моську, что без всяких слов понятно: он действительно задерживает дыхание. За первым поливом следует второй, по той же схеме. А на третий раз, инструктор после слов "ныряем" и дуновения в переносицу опускает Елисейку под воду. Секунда, которую он проводит там, кажется мне вечностью.

"О Боже! Зачем мне все это?" - честно признаюсь, такой адреналин я, пожалуй, испытывала разве только во время прыжков с парашютом.

Но нет, все хорошо, Елисей выныривает из-под воды совсем не нахлебавшись. И доказывает это громким возмущенным криком. Я выдыхаю, он вдыхает и продолжает рассекать по ванне восьмерками на руке тренера.

Завершается наш первый урок плавания закаливанием. Открываем кран с холодной водой, приближаем малыша к "холодному пятну" то спинкой, то животиком. Вот это Елисею по душе.

Прощаемся с водичкой, говорим ей спасибо, заворачиваем маленького плавца в мягкое полотенце и он тут же засыпает. Хороший сон и здоровый аппетит - верные спутники уроков грудничкового плавания.

Первые три месяца мы ежедневно, как учила тренер, занимались дома в ванной. Постепенно понижали температуру и в итоге довели ее до 24 градусов. В три месяца малыши и мамы переходят из дома в бассейн.

Но лично мы добрались до бассейна только в пять месяцев, потому что уехали отдыхать на море, где, кстати, Елисей, чувствовал себя как минимум дельфином. А мы только и успевали объяснять изумленным соседям, что мы не топим младенца, и он не захлебнется. Это он у нас так плавает. И да, ему не холодно! Видите, смеется человек! К слову говоря, там, на море, в день, когда Елисею исполнилось 5 месяцев, наш парень неожиданно для всех встал у опоры на ножки.

Сейчас Елисею 2 года, и мы продолжаем наши занятия. Он отлично держится на воде и под водой, может с легкостью без чьей-либо помощи переплыть глубокий бассейн в ширину, сделав всего пару вдохов. Но самое главное - наш мальчик с самого раннего детства приобщен к спорту и активному отдыху, что, будем надеяться, еще принесет свои плоды.

В каком возрасте лучше начинать?

Первые груднички, оказавшиеся на плавательной дорожке, уже давно стали взрослыми. И у врачей появилась возможность отследить последствия эксперимента. Выводы самые оптимистичные: у первооткрывателей много достоинств – они редко болеют, имеют хорошо развитые брюшную стенку, дыхательную мускулатуру и легкие. А больше остальных органов выигрывают нервная, опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы.

Плавать раньше, чем ходить

Учить ребенка плавать, вернее, дать возможность поплавать можно любому здоровому малышу старше 2 недель, к этому времени уже заживает пупочная ранка.

И лучше не откладывать первый заплыв надолго. Известно, что ребенок может научиться плавать раньше, чем ходить, а спонтанные движения руками и ногами в воде – это условный рефлекс, который работает у всех детей с момента рождения, сохраняется три месяца, а с 4-го начинает угасать. Поэтому надо успеть закрепить навыки и выработать привычку к осознанным действиям на воде. Начинать учить ребенка плавать лучше в обычной ванне, потом перейти в микробассейн детской поликлиники и, наконец, – в настоящий. При первых купаниях температура воды не должна быть ниже 36,6°С. Снижать показатель надо постепенно: в месяц на 0,5°С. Продолжительность начальных уроков – до 9 минут. Время следует наращивать медленно – буквально на 5 минут в месяц.

Важно. Младенец плавает всегда под присмотром. Если вспомнили о неотложном деле (например, о невыключенной конфорке), заверните малыша в полотенце и возьмите с собой.

Учим ребенка плавать: отдать швартовы!

Ванну заполните наполовину, так спокойнее для всех. А пока вода льется, сделайте гимнастику: в течение 5–7 минут надо гладить кожу малыша, распрямлять его ручки и ножки, делать «лягушку» и «велосипедик», лежать на животике. После разминки начинайте учить ребенка плавать. Первая позиция – лежа на спине. Комбинация такая: правая рука взрослого с левой стороны (рядом с ближним краем ванны) заведена под затылок крохи и удерживает его голову на поверхности, левая – размещается справа (около дальнего бортика ванны), под попой и нижней частью спины. Надо согнуться и буквально нависнуть над младенцем. Плавно перемещайте малыша по поверхности вперед-назад или восьмерками. Не забудьте дать карапузу возможность продемонстрировать следующий безусловный рефлекс – оттолкнуться ножками от бортика ванны. Во время занятий полезно разговаривать с ребенком, комментируя действия – «плывем», «оттолкнулись». Не дожидаясь, пока крохе надоест плавать на спине, переверните его на живот, правой рукой удерживая голову под подбородком на поверхности, а левой – за животик.

Важно. Через несколько сеансов ребенок начнет уже самостоятельно делать гребные движения руками, а научившись уверенно держаться на животе, захочет перевернуться на бок. Как только это произойдет, можно придерживать карапуза одной рукой.

Как научить грудничка плавать: ближний круг

Если заглянуть в бассейн, где плавают груднички, можно заметить, что все они экипированы по-разному: на одних надеты только специальные плавки для младенцев, другие щеголяют яркими кругами для плавания грудничков. Плавки обязательны для всех, поскольку кроха не контролирует работу мочевого пузыря и кишечника, а испражнения могут загрязнить воду. Круг на шею и специальную шапочку (с пенопластом и надувным краем) родители используют по совету врача и исходя из собственных пожеланий. При первом погружении лучше обойтись без них, малыш должен сначала привыкнуть к «большой» воде, и только потом расходовать силы на другие впечатления. Когда кроха хорошо освоит первые уроки в домашней ванне, микробассейне поликлиники или бассейне в фитнес-клубе, можно довериться подсобному снаряжению, с ним – надежнее и полезнее.

Продвинутым пловцам и их родителям без круга уже сложно обойтись, мамины руки ограничивают свободу движений и мешают малышу интуитивно выбирать нужный «стиль» плавания. Шапочка хорошо удерживает на поверхности в положении «лежа на спине», и можно не тревожиться, что малыш наглотается воды и испугается. У кругов достоинств больше: они позволяют менять позиции по своему усмотрению, переворачиваясь на бок и животик. Круги для плавания грудничков разработаны в соответствии с рекомендациями неврологов и дерматологов: не нарушают естественного развития мышц и позвоночника, не травмируют кожу, поскольку имеют внутренние швы и изготовлены из безопасных материалов. А специальные устройства (липучки) помогают легко надевать оснащение и регулировать размер отверстия для головы.

Есть еще один «гаджет» – небольшой надувной матрас, на который можно положить ребенка и «покатать» по поверхности во время отдыха от активных движений.

Важно. Одни педиатры и неврологи советуют надевать круг только после того, как у малыша спадет гипертонус в мышцах шеи и он научится хорошо держать головку. Другие считают, что с кругом на шее малыш быстрее избавится от лишнего напряжения. Выбирая тот или другой вариант, опирайтесь на мнение врача, который хорошо знает особенности ребенка.

Грудничок ныряет: подводный мир

Когда ребенку исполнится 1 месяц, можно начинать тренировки задержки дыхания. Голову ребенка, лежащего на животе, погружают в воду до носа (ноздри над водой) на 4–10 секунд. Если все делать правильно, то через пару занятий грудничок нырять сможет сам, например - захочет нырнуть за игрушкой, оказавшейся на дне ванны. Это может произойти совершенно неожиданно и стать шоком для родителей, которые не знают, что умение задерживать дыхание – это еще один врожденный рефлекс грудничка. Если смелые действия крохи вызовут слишком бурную реакцию взрослых и они попытаются резко остановить порыв, то будет нарушен естественный ход событий. Смельчак испугается и больше не захочет повторить попытку. Окунать совсем неподготовленного ребенка в воду с головой тоже не стоит – результат будет аналогичным: малыш просто нахлебается, расплачется и потеряет интерес к занятиям.

Уже позднее ребенка, отработавшего ныряние, можно провоцировать на это. Делается это так: взрослый дует малышу в лицо, говорит «Ныряем!» и подталкивает одной рукой на глубину, придерживая другой за туловище или конечности. Со временем команда «ныряем» станет сигналом для задержки дыхания и последующих действий.

С развитием плавательных навыков нельзя спешить, иначе можно отбить желание малыша экспериментировать. Затягивать освоение новых приемов тоже не следует: врожденный рефлекс, позволяющий задерживать дыхание, угасает уже к трехмесячному возрасту.

Важно. У грудных детей есть и такая особенность – очередной врожденный рефлекс, срабатывающий при ситуациях, опасных для жизни. Если случается неладное, кроха начет интенсивно трясти головой, подавая сигналы о помощи. Не заметить тревожное поведение нельзя, оно очень необычное: малыш не поворачивает голову в разные стороны, а быстро двигает ею вперед и назад. Обнаружив нечто подобное, срочно выходите на «сушу», переодевайте малыша – и к врачу. Может быть, вода слишком глубоко проникла в нос, дыхательные ходы, свело мышцы. Специалист должен прояснить ситуацию.

5 правил малышового плавания

Прежде чем приступить к занятиям в бассейне, надо посоветоваться с врачом и познакомиться с правилами.

  1. Противопоказаниями для занятий плаванием являются незажившая пупочная ранка, кожные заболевания, повышенная температура тела, тяжелая степень гипотрофии и врожденный порок сердца.
  2. Глубина малышового бассейна не должна быть меньше 60 и больше 125 см. В слишком глубоком маме сложнее следить за крохой, в мелком – есть риск, что нырнувший карапуз ударится головой о дно.
  3. После бассейна надо быстро вытереть малыша, смазать увлажняющим кремом и одеть. А потом очистить его ушки и ноздри от лишней влаги.
  4. Поскольку мама будет находиться в бассейне с ребенком, то ей необходимо быть здоровой.
  5. Для допуска в детский бассейн взрослым надо предъявить справку от терапевта и дерматолога, результаты анализов на энтеробиоз и RW (реакция Вассермана).

Настоящим революционером в области обучения плаванью новорожденных является Игорь Борисович Чарковский. Он является автором абсолютно нового подхода к возможностям организма новорожденного. Уникальная и очень радикальная методика обучения плаванью новорожденных противоречила устоявшимся нормам и привычкам общества. К тому же идеи автора вызвали бурю негодования и противоречий в первую очередь со стороны медиков.

Теория Чарковского - это совершенно новое измерение и отношение к человеческим возможностям. В первую очередь методика была предназначена для недоношенных, ослабленных и больных новорожденных и младенцев. Автор проводил многочисленные эксперименты на своей новорожденной дочери, которая родилась очень слабой и имела проблемы со здоровьем. Но к четырехмесячному возрасту благодаря усилиям отца и выполнению основных требований и правил методики она смогла достигнуть нормальных показателей веса и роста, полностью соответствующих возрастным критериям.
Чарковский много выступал на съездах врачей и просто интересующихся людей. Его теория встретила множество сопротивлений. Но были и ярые поклонники, особенно среди мудрых и богатых духовно родителей.
Работа автора носит основательный характер. Он проводил множество исследований не только на новорожденных, но и на беременных женщинах (тем самым доказывая роль акватренировок в пренатальный период развития детей), а также активно исследовал пользу родов в воде (что тоже вызывало множество протестов).

Кроме обучения плаванью новорожденных Чарковский разработал основные правила закаливания малышей в процессе обучения плаванью. При этом использовались уникальные тренажеры, с помощью которых этот процесс становился максимально эффективным.
Чарковский не обошел стороной и изучение пользы "наземных" тренировок. В результате появился цикл увлекательных тренировок для новорожденных и младенцев, который в настоящее время носит название "Беби-йога". Естественно, что комплекс упражнений дополнился и стал более современным. Но основа осталась неизменной главным требованиям автора - новорожденные дети обладают огромным потенциалом, энергией и силой.

На что обратить внимание?:

Приступая к изучению основных направлений и методов тренировок по Чарковскому, все родители должны запомнить строгое правило:

ВСЕ ТРЕНИРОВКИ ПО МЕТОДИКЕ ЧАРКОВСКОГО ПРОВОДЯТСЯ ТОЛЬКО (!!!) ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ СПЕЦИАЛИСТА В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Все дело в том, что очень опасно заниматься с малышами плаваньем по методике автора самостоятельно. На самом деле, все упражнения необходимо выполнять правильно, уверенно и со знанием дела. Поэтому автор настаивает на привлечении обученного специалиста для занятий с вашими малышами, а тем более для осуществления процедуры "роды в воде по Чарковскому".

Идея методики:

В основе идеи методики Чарковского лежит его убеждение в том, что для новорожеднных малышей основу жизни составляет движение, стремление к новому и преодоление препятствий. Такая идея нашла широкое применение в разработке методики ныряния для новорожденных, а также в водо-терапии для больных малышей.

Схема приучения новорожденных к воде:

Чарковский разработал и внедрил в практику строгую и обоснованную многолетними экспериментами систему акваразвития детей. Ее суть выглядит следующим образом:

Согласно этой схеме начинается приучение малышей к воде еще в период внутриутробного развития. Затем происходят роды в воде. Автор глубоко убежден, что для новорожденных - это благоприятная и естественная среда. В ней они могут жить, спать и вообще существовать. Плавательный инстинкт у новорожденных очень сильный. Поэтому сразу же после рождения его нужно постоянно подкреплять ежедневными тренировками особым способом, который разработал Чарковский. Если же этого не делать, то к трем месяцам инстинкт угаснет и ребенка крайне сложно будет научит плавать.
По мере взросления ребенка автор добавляет к плаванью закаливание на специально разработанных тренажерах. Кроме водных процедур важно уделять внимание и другим физическим нагрузкам. Так была разработана и внедрена в практику гимнастика для новорожденных и младенцев под названием "Беби-йога".

Пренатальная акваподготовка:

Этот этап не столь категоричен и строг, как следующие. Основная идея, которую пропагандирует и доказывает Чарковский - беременная женщина должна как можно больше времени проводить, двигаясь в воде. Здесь нет четких упражнений, которые обязательно должна выполнять будущая мама. Пускай это будет просто плаванье в бассейне или открытом водоеме. Но уже на таком уровне малыш будет через мамино сознание привыкать к водным процедурам. Сейчас будущий малыш и так находится в среде околоплодной жидкости. Но уже на этом этапе он сможет привыкать к освоению навыков плаванья в будущем. Для малышей, чьи мамы во время беременности занимались акваподготовкой, в будущем обучение плаванью и нырянию по Чарковскому проходит намного легче и быстрее.
Один из прекрасных способов акваподготовки к родам является аквафитнес или аквааэробика для беременных. В настоящее время это очень распространенный спорт для будущих мам. Так что, если вы нацелены на то, чтобы будущий малыш стал юным пловцом и просто рос здоровым и крепким - смело на занятия.
Перед началом посещения таких занятий будущая мама обязательно должна проконсультироваться с доктором. При отсутствии противопоказаний можете приступать к занятиям. Естественно, что лучше всего это делать под контролем специалиста.

Деторождение в воде по Чарковскому:

Чарковский - автор уникальной и совершенно новой методики деторождения, которая появилась давно, но встретила на своем пути множество противоречий и протестов. По мнению автора методики роды в воде позволяют вернуть человека (новорожденного) к его истокам, к естественной среде обитания. Для новорожденного водная среда является очень комфортной. У таких детей нет состояния стресса из-за достаточно резкой смены среды обитания, в которой он провел 9 месяцев. Чарковский доказал, что такие дети в будущем являются более выносливыми, сильными. Их физическую активность не сковывали с самых первых минут жизни. Автор методики многократно делал акцент на том, что самая важная потребность новорожденного малыша - это физическая активность и движение. А родители, создавая строгие, противоречащие природе условия жизни, намеренно ограничивают подвижность детей.
Сам процесс родов в воде имеет и свои недостатки. Это возможное занесение инфекции в родовые пути, опасность нарушения протекания процесса и возникновение осложнений у матери и ребенка. Также ввиду длительного сопротивления методике родов в воде имеется ограниченное количество опытных специалистов, которые способны правильно реализовать все правила, разработанные автором.

Чарковский проводил множество исследований, когда женщина рожала в воде вместе с дельфинами. Естественно, что такое явление - редкость в нашей стране. Но автор сумел научно обосновать, что такой вариант родоразрешения является полезным как для малыша. так и для женщины.

Плаваем и ныряем по Чарковскому:

Основное внимание в своих разработках Чарковский уделял обучению новорожденных плаванью и нырянию. Начинал внедрять методику автор с экспериментов над своей дочерью. А затем уже на других малышах. Акцент Чарковский делал на занятиях с сильно ослабленными, больными, недоношенными детьми. Автор сумел доказать, что обучаясь плаванью, давая свободу действиям ребенка сразу после рождения обеспечивается их нормальный, даже ускоренный рост и развитие.
В основе методики плаванья по Чарковскому лежит ныряние. К этому процессу автор подошел основательно и сделал его одним из самых главных в послеродовой период. Внешне такой прием кажется очень опасным. Но Чарковский сумел доказать, что именно ныряние способно активизировать многие функции в организме за счет развития достаточно продолжительной гипоксии.
Автор доказывает, что гипоксия при погружении в водную среду очень полезна для новорожденных. Реакция организма однозначна - происходит значительное усиление и активизация питания головного мозга малыша, что приводит к ускорению физического и интеллектуального развития.
Метод Чарковского - это водный тренинг. Суть заключается в том, что новорожденного с большой частотой и скоростью опускают под воду. Длительность процедуры достаточно большая - от 30 до 40 минут. Иначе такой прием называется проныриванием.
В методике взрослый контролирует весь процесс и непосредственно выполняет прием. Во время выныривания из воды малыш за незначительный промежуток времени вдыхает небольшое количество воздуха и снова опускается с помощью взрослого под воду.
Малыш ныряет и выполняет вынужденное задержание дыхания. Когда выныривает над поверхностью воды - производит вынужденный. очень глубокий вдох.

В ходе многочисленных экспериментов доказано, что до двух-трех месяцев у детей сохраняется плавательный инстинкт. По мере взросления ребенка он угасает. Если ежедневно не тренироваться, то обучение плаванью, а, соответственно, и физическая активность малышей значительно усложняется и замедляется.
Водная среда, по мнению Чарковского, оказывает благотворное влияние на многие функции организма ребенка. Даже простое пребывание в водной среде способно творить чудеса. От раннего обучения плаванью родители могут ожидать очень многого. Когда среднестатистический малыш, скованный пеленками, ограничен в активности, малыш, с которым тренируются по методике Чарковского осваивает новые двигательные приемы. В результате физическое и психическое развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Чарковский глубоко убежден, что вода - это вполне возможная и подходящая для человека среда существования. В ней он может беспрепятственно существовать, развиваться и отдыхать.
Чтобы малыш научился свободно находиться и перемещаться в водном пространстве, необходимо научить его задержке дыхания. Тогда ребенок сможет активно плавать и нырять, а не пассивно вести себя на поверхности воды.
Кроме обучения нырянию Чарковский активно использует прыжки в воду, а также кормление под водой. Многие мамы настороженно воспринимают такие методы. но в ходе продолжительных экспериментов установлено, что это безопасно и полезно для ребенка. Главное контролировать степень гипоксии, чтобы не возникло негативного влияния на здоровье малыша. Если же он сильно побледнел, дыхание стало поверхностным и очень редким, тогда необходимо принять меры по ликвидации гипоксии. В этом помогут опытные специалисты.

Посильные нагрузки:

Особое внимание Чарковский уделял исследованию влияние гравитации на жизнедеятельность организма новорожденного. Доказано, что организм тратит огромное количество ресурсов и энергии на противодействие гравитационным силам, которые окружают человека везде. Пребывание новорожденного в водной среде снижает эти бесполезные растраты, поскольку значительно снижается воздействие гравитации на молодой организм. Все силы идут на стремительное развитие тканей мозга и организма в целом.
Кроме того, что вода снижает нагрузку гравитации на детский организм, он способна еще и расширить спектр нагрузок, которые под силу новорожденным. Родители должны поверить, что их младенцы способны выдерживать очень большие и длительные нагрузки. Многие об этом не догадываются и не используют для развития малыша.
Чарковский полностью меняет отношение к пониманию понятия "нагрузка для новорожденного". Для только родившегося малыша, особенно для больного и слабого чрезвычайно важно устранить воздействие тех нагрузок, которые ослабляют его здоровье. К ним автор относит следующие:
Отсутствие двигательной активности или чрезмерное ее ограничивание пеленанием и неправильным образом жизни в целом;
Воздействие гравитации.
Важная задача и основная цель - полностью освободить ребенка от "оков" пеленок и дать ему возможность осваивать все остальные полезные психические и физические нагрузки. Постоянно расширяйте их диапазон. Это все позволит ребенку расти здоровым, выносливым, активным. Очень важно научить ребенка с радостью встречать новые нагрузки.
В результате проведенных исследований на новорожденных и детенышах животных, особенно в вопросах потребности в пеленании (это было очень модным в период разработки методики). В результате был сделан очень важный и закономерный вывод:

границы нагрузок, адекватных для новорожденных, значительно ограничены не физиологическими возможностями организма, а навязанными им условиями существования.

Как видно из всего сказанного выше, методика Чарковского - это не просто комплекс определенных мероприятий, которые необходимо выполнять для достижения поставленной задачи. Это целая философия и принципиально новое отношение к тому, что полезно для ребенка, а что вредно.
Чтобы вырастить малыша здоровым, автор призывает значительно изменить условия жизни ребенка в плане двигательной активности и свободы. Это заметно ускорит метаболизм в только родившемся организме и позволит ему развиваться ускоренными темпами.
Представление родителей о том, что является нормой, комфортом и удобством для ребенка в большинстве случаев не более, чем заблуждение и главное препятствие на пути к здоровой и счастливой жизни.
Научить малышей нырять и плавать достаточно просто. Нужно отпустить свои страхи и переживания, перестать прислушиваться к бытующему мнению большинства - и вы на правильном пути свободы и здоровья вашего малыша.
О том, насколько малыш адаптировался в водной среде можно судить по некоторым важным признакам, которые выделяет Чарковский. Среди них следующие:

- Степень погружения в воду;
- Проявление негативного отношения голосом или плачем;
- Внешний вид малыша, цвет его кожи и т.д.;
- Эмоции, которые выражены на лице ребенка.>/i>

Перед началом занятий плаваньем и нырянием важно провести массаж всего тела. Заканчивается занятие всегда гимнастикой (беби-йога).

Закаливаем по Чарковскому:

Закаливание Чарковский предлагает начинать как можно раньше. Ведь организм малыша активно развивается и формируется именно в первые годы его жизни. Так чего же ждать? Автор использует в процессе закаливания холодную воду. Закаливание проводится на одном занятии по обучению плаванью. Один из вариантов для более старших детей - это закаливание в проруби в холодное время года.
В домашних условиях автор рекомендует использовать холодную воду для обливания младенцев. Делать это важно постепенно и под контролем опытного специалиста.

Беби-йога - важная составляющая развития малышей по Чарковскому:

Чарковский рекомендует проведением гимнастики заканчивать каждое занятие по обучению плаванью. Здесь предусмотрен ряд упражнений, которые направлены на проработку различных участков тела ребенка. Чередование активных и пассивных упражнений рекомендовано не просто так. Это позволит как стимулировать работу сердца, усиливать приток крови к органам, так и расслаблять мышцы, предоставляя малышу возможность отдохнуть.

Вот некоторые наиболее популярные упражнения:

Релакс. Прижмите младенца к себе, отвернут лицом от себя. Необходимо присогнуть его ножки. Начинайте медленно приседать и пониматься. Это упражнение великолепно расслабляет ребенка после активной тренировки в воде;
- Укрепляем мышцы ног. Уложите кроху на спинку. Возьмите одну ножку, приведите ее к животику, имитируя позу полулотос. Проделайте это с другой ножкой. Когда малыш станет полностью раслабленным в такой позе, тогда двигайтесь дальше. Прижмите стопу к уху ребенка поочередно каждой ногой;
- Для новорожденных с родовыми травмами и родившихся раньше срока. Возьмите малыша на руки. Расположите его лицом от себя и прижмите к себе. Наклоняйтесь плавно вперед, отводите руки с малышом вперед и отдаляйте его от себя. Теперь вращайте ребенка по спиральной траектории в разные стороны поочередно;
- При гипертонусе мышц. Уложите кроху на спинку. Возьмите одной рукой его руку, а противоположной - противоположную ногу. Не прилагая слишком больших усилий слегка растяните ребенка за ручку вверх и за ножку вниз. Затем необходимо свести вместе руку и ногу, чтобы ребенок прикоснулся пальчиками руки пальчиков ноги;
- Для углубленного вдоха и выдоха, а также укрепления мышц спинки. Взрослый должен сесть на пол, вытянув вперед ноги. Поперек уложите ребенка. Возьмите малыша за ручки и начинайте имитировать плаванье кролем: одна рука идет вперед, а другая - назад. Слегка тяните за ручки.

Это несложный комплекс упражнений. Но он подарит безупречный результат и массу удовольствия вам и вашему малышу.

Недостатки методики:

Выбирая эту методику для развития своего малыша, помните, что Чарковский был первооткрывателем в своем деле. Естественно, что все недостатки начинают проявляться со временем.

Необходимо акцентировать внимание именно на недостатках опыта Чарковского, поскольку положительные стороны очевидны.

Методика слишком жесткая. Все прием, позы и способы занятий с малышами чрезвычайно категоричны и в какой-то мере грубы;
- Реализация методики требует особенной выдержки от мамы и ее психологической готовности к воплощению всех идей автора;
- Методика достаточно затратная. Она требует создания качественных условий для плаванья ребенка;
- Методика требует помощи специалистов. Самостоятельная реализация методики Чарковского весьма затруднительна и даже опасна для жизни ребенка. Обязательно необходимо обращаться за помощью в специалистам по обучению новорожденных плаванью;
- В процессе реализации методики у малышей могут возникнуть проблемы со здоровьем. Виной всему гипоксия головного мозга, которая развивается в результате длительного ныряния малыша. Будьте бдительны и осторожны. Следите за состоянием и реакцией ребенка;
- Роды в воде также могут создать проблемы со здоровьем как матери, так и плода. К тому же отказ от квалифицированной медицинской помощи - это всегда риск;

Если вы не готовы полностью принять все требования методики, а тем более воплотить их в жизнь, тогда рекомендуется взять за правило ухода за новорожденным основной постулат Чарковского: "Двигательная активность - основа нормальной и здоровой жизни ребенка". Все родители желают видеть своих малышей счастливыми и здоровыми. Поэтому предоставьте им максимальную свободу движений начиная с самого рождения.