Экологическая характеристика. Почвы, растительный и животный мир Сообщение на тему мой двор


Проект по благоустройству домовой территории «Двор моего детства»

2015 - 2016год

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ДВОРА

Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша!

Любой двор - это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания. С любви к своему двору начинается большая любовь к Родине. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания. Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что сделать любую придомовую территорию красивой своими силами можно, нужно только очень этого захотеть, немного потрудиться и все получится.

Проблемное поле

Придомовая территория не выдерживала никакой критики; не соответствовала интересам детей. Но основна проблема состояла в том, что дворовая территория была проходной и все проходившие вносили свою лепту: собаки вытаптывали, дети ломали, взрослые рвали цветы. Тех, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы.

Толчком для работы послужила обида за свое безразличие ко всему и в часности к детям и старикам. Невозможно скрыть недостатки благоустройства, захламленность территории, невзрачные пустыри и другие неприглядные места.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НО И ВСЕХ ДЕТЕЙ В ЦЕЛОМ.
При благоустройстве двора нужно учесть множество вопросов: озеленение, выбор и размещение малых архитектурных форм, соответствие сооружений требованиям безопасности и нуждам детей. Составление проекта по улучшению территории, требует определенной теоретической и практической подготовки. Это комплекс мероприятий, выполняемых поэтапно.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА


Создать благоприятную атмосферу для детей – чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Создавать, так создавать, - подумали мы и занялись созданием проекта устройства придомовой территории. Хотелось радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных во дворе, создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был наш замысел. Двор для нас имел широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Для воплощения своих идей были созданы творческие группы из двух классов (8 и 4), которые работали в следующих направлениях:

Организация детской игровой зоны;
- озеленение и организация клумб;
- организация спортивной зоны;

В результате кропотливой работы творческих групп был создан общий план отдельных зон двора.

Хотелось создать атмосферу, которая бы внешне притягивала к себе, а не отталкивала. Взрослые и дети каждый день проходят через свой двор и хочется, чтобы это были шаги в особый мир, полный тепла, красоты и понимания.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

«Как не хватало нам детской площадки!» - скажет любой здравомыслящий человек, который изо дня в день совершает оздоровительные прогулки. На нашем дворе они не были полноценными. «Нет!»- сказали мы пустырю. «Да!»- сказали мы детской площадке. На месте пустыря силами педагогов и воспитанников школы появилась хоть маленькая, но сказка. Территория пустыря оказалась большой, а детских конструкций небыло. Появилось поле деятельности для творчества детей и педагогов. Каждый класс из подручного материла (старых шин, бревен, пластиковых бутылок и другого материала) начал создавать фигуры, предметы, которые смогли украсить детскую площадку.

СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА

На спортивной площадке были вкопаны и окрашены колеса для перепрыгивания и лазания, вкопаны бревна - лестницы. В зимнее время сделана крепость для игры в снежки.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ УЧАСТКА


Клумбы, цветники, цветы ассоциируются у нас с красотой и уютом, поэтому они так необходимы в ландшафтном дизайне любого двора. Деревья, кустарники и цветы сейчас - не просто красота. Эти растения для нас - ещё и маленькие лекари, исцеляющие от усталости и возвращающие хорошее настроение. Клумбы созданы из однолетних и многолетних цветов, кустарники отделяют дорожку от игровой зоны, деревья закрывают от прямых солнечных лучей. Создание красиво оформленного участка, создание атмосферы добра и дружелюбия как во время трудовых дел, так и после них; гордость за хорошо выполненную работу. С помощью единомышленников мы можем сделать наш дворик уютнее и красивее, надо только приложить к этой работе все свои усилия, и, конечно, постараться сохранить эту красоту как можно дольше. Красота учит нас любить и ценить друг друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание и реализация данного проекта - благоустройство дворовой территории способствует улучшению условий жизни детей и подростков,

Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Привлечение учащихся к труду, приобретение у воспитанников школы опыта по благоустройству прилегающей территории, что в дальнейшем поможет им благоустроить свое социальное окружение.
2. Создание комфортных условий ведет к созданию безопасной, здоровьесберегающей обстановки.
3. Продуманность, функциональность и реализация проекта поможет более полноценно организовать воспитательный процесс в школе и поднять его на более высокий уровень.
4. Приобщение к прекрасному поможет в дальнейшем воспитанникам школы в успешной социализации.

Я очень люблю наш школьный двор. Это не просто площадка, это центральное место всех событий школьной жизни. Ведь задумайтесь: куда бегут школьники в теплую погоду обсудить на переменках свои дела? Во двор школьный двор — это необычайно интересное место для наблюдений. Давайте посмотрим. Вот звенит звонок со второго урока — все во двор. И начинается: кто в резиночки прыгать, кто цветы на клумбах поливать, кто обсуждать, справедливо ли ему лоставили оценку, а кто из старшеклассников и… покурить. Все заняты, ведь двор большой, всем места хватает. Выходя из школы, мы видим справа и слева две цветущие клумбы, за которыми постоянно ухаживают. Если ученику захочется пятнадцать минут своего отдыха провести среди зелени, не выходя за пределы школьного двора, он может пройти за школу, в сад. Там растут фруктовые деревья, цветут кустарники, очень много сирени! Побегаешь среди этой красоты — и усталость как рукой снимает, можно снова приступать к урокам.

Наш школьный двор прекрасен: он уютный, светлый и просторный. Я бы ни за что не променяла его на тысячи других школьных

Наш школьный двор (описание местности)

Другие сочинения по теме:

  1. Как-то, перелистывая семейный альбом, я обратил внимание на фотографию, на которой был мой отец приблизительно в таком же возрасте, как...
  2. Нашу школу со всех сторон окружают цветники. На геометрически правильных, прямоугольниках, овалах всюду цветы. Здесь растения, которые цветут с весны...
  3. Много кто из моих одноклассников живет в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошлый день, приколы на уроках,...
  4. Этим летом я по-новому посмотрел на свой двор. А все началось с того, что утром меня разбудили сороки. Они устроили...
  5. Моя родная улица, на которой я живу уже четырнадцать лет, расположена в старой части города. На табличке написано: Краснооктябрьская, но...
  6. Утром мы пришли на школьный двор, чтобы сделать зарядку. Я и моя старшая сестра Марина стараемся не пропустить ни одного...
  7. Часто говорят, что учителя — вторые родители. Для меня это не пустые пафосные слова, потому что большую часть нашего времени...
  8. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не...
  9. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были...
  10. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал:...
  11. Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории ХХ века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место....
  12. Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество,...
  13. Сибирь не государство. Сибирь — понятие географическое. Однако издавна эта земля имела что-то вроде столицы. Первой из них был Тобольск....
  14. Мне снится лето… Утром меня будит сурьма, как в лагере. Это уже наяву. Я просыпаюсь, готов выскочить из палатки на...
  15. Мой путь к школе пролегает мимо двухэтажного дома, обнесенный высокой металлической изгородью. Когда-то в нем размещался детский садик и ясли....
  16. Сочинение: описание картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» Описание темы: городской прогулочный парк в картине Бродского «Летний сад осенью»....
  17. В 1878 году В. Д. Поленов послал на выставку художников-передвижников в Петербург картину «Московский дворик». 1)п написал этюд к ней...

Жилища и образа жизни

Цель работы: определить экологическую характеристику места жительства, жилища и образа жизни

Ход работы

А. Дать экологическую характеристику своего места жительства.

а) Название населенного пункта (город, рабочий поселок, село).

б) Местонахождение жилища по сторонам света в населенном пункте.

в) Характеристика местности.

г) Тип застройки микрорайона (замкнутый, разомкнутый), улицы (узкая, широкая, прямая и т.д.).

е) Характеристика двора.ж) Тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта и т.д.).

з) Наличие вблизи места жительства водоемов, характер водоснабжения.

и) Характеристика почвы,способы сбора и вывоза отходов, к) Наличие стационарных источников загрязнения атмосферы, предлагаемый вид загрязнения: химические вещества, шум, пыль,

л) Наличие автомобильных дорог,характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров, наличие виадуков,

м) Наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства,

н) Наличие "зеленой зоны", ее характеристика,

о) Вывод: Важнейшие экологические проблемы и предлагаемые пути их решения.

Б. Дать санитарно-гигиеническую оценку состояния жилища.

а) Тип жилья – дом,квартира.

б) Санитарные нормы жилища: -высота потолков; -характеристика окон; -характеристика полов и их покрытий; -характеристика стен и их покрытий; -комнаты смежные, изолированные; -характер бытовых помещений; -характер отопления.

в) Характеристика микроклимата: -средняя температура зимой и летом; -влажность; -характеристика вентиляции.

г) Социальные условия: -количество проживающих; -состав семьи и возрастная характеристика.

д) Морально-психологический климат:

Наличие аудиовидеотехники;

Среднее рабочее время техники в сутки;

Принцип выбора радио-,теле- и видеопрограмм;

Формы общения членов семьи;

Существование или отсутствие семейных законов, традиций;

Есть ли в семье фотоальбомы (общий, личный, тематические).

е) Режим питания в семье (общее время для всей семьи, различное время, организация питания в рабочие и в выходные дни, какие продукты преобладают: мясные,овощные, сладкие, молочные и др.)

ж) Формы занятия спортом и физкультурой в семье.

з) Организация семейного отпуска и досуга,

и) Формы распределения семейного бюджета.

Вывод: Условия, способствующие или препятствующие здоровому образу жизни.

V. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Лабораторная работа № 17

Определение состояния почвенного покрова по влажности, составу, структуре, плодородию почвы. Ознакомление с основами классификации почв

Цель работы: познакомить с условиями отбора пробы почвы; определить влажность почвы весовым методом; определить гранулометрический состав и структуру почвы простейшим методом; определить плодородие почвы по ее цвету; ознакомить с основными типами почв Европейской части России и Самарской области; научить использовать почвенные карты и картограммы для решения практических задач; закрепить теоретические знания по физическим, физико-механическим и биологическим свойствам почв.

Материалы и оборудование: весы технические, весы аналитические, сушильный шкаф, чашка, лопатка, пакеты полиэтиленовые с образцами почвы, стеклянный бюкс с пришлифованной крышкой, шпатель, эксикатор, почвенная карта России и Самарской области, почвенные карты и агрохимические картограммы хозяйств.

Краткая теория

Основоположником учения о почвах является русский ученый В.В. Докучаев (1846 – 1903), который дал первое научное определение почвы (1879): «Почва – это те дневные или близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов – живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований». Докучаев В.В. доказал, что почвы являются результатом сложного взаимодействия горных пород, климата, растительных и животных организмов, рельефа и возраста страны, (рис. 1). Докучаевым В.В. был открыт закон мировой зональности почв. Суть этого закона: распространение почв на Земле подчиняется в общих чертах закону природной широтной зональности и каждой природной зоне соответствует свой «зональный» тип почвы. Причем каждая природная зона характеризуется не одним каким-то типом почвы, а определенным набором весьма многочисленных, сопряженных между собой, но генетически не связанных почвенных типов. Почва – биокосное тело природы. Одновременно почва является одним из главных и сложных компонентов биосферы – области распространения жизни на Земле.

Рис. 1. Взаимосвязь почвообразующих факторов и почвы во времени

Строение почвы

Любую почву можно рассматривать как гетерогенную, многофазную систему, состоящую из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образования (50…60 % от общего состава почвы), которые представлены первичными (кварц, полевые шпаты) и вторичными (глинистые минералы: каолинит, монтмориллонит, гидрослюды, смешанослойные минералы; минералы оксидов железа, алюминия, марганца, кремния; минералы – соли: доломит, сода, кальцит, магнезит, трона, гипс, ангидрит, мирабилит, галит, фосфаты, нитраты, сульфиды и др.) минералами. К этой же фазе относятся различные органические вещества (до 10 %), в том числе гумус или перегной, а также почвенные коллоиды, имеющие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы (почвенный раствор, 25…30 %) составляет вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы (15…25 %) составляет «почвенный воздух», включающий газы, заполняющие свободные от воды поры, а также газы, адсорбированные коллоидными частицами и растворенные в почвенном растворе. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород (подпочвы), климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности (рис. 2).

Рис. 2. Строение некоторых почв

Буквами обозначены генетические горизонты. I – чернозем типичный, II – солонец, III– подзол, IV – дерново-подзолистая; 1-А0 – подстилка, 2-А1 – перегнойно-элювиальный горизонт, 3-В1–переходный горизонт в черноземах, 4, 8, 9-В2, В1, ВЗ – иллювиальные горизонты подзолистых почв, 5-В1 – иллювиальный солонцовый горизонт, 6-В2 – переходный горизонт солонца, 7-ВС – переходный карбонатный горизонт чернозема, 10-Е – элювиальный горизонт, 11-С – материнская порода.

В почве выделяют три основных горизонта, различающихся по морфоло-гическим и химическим свойствам.

1 Верхний перегнойно-аккумулятивный горизонт (А), в котором накапливается и преобразуется

органическое вещество и из которого промывными водами часть соединений выносится вниз.

2 Иллювиальный горизонт (В), где оседают и преобразуются вымытые сверху вещества.

3 Материнскую породу, или горизонт (С), материал которой в результате процессов физического, химического, биологического выветривания преобразуется в почву. В пределах каждого горизонта выделяют более дробные слои, также сильно различающиеся по свойствам. Если границы между горизонтами нечеткие, то могут отмечаться переходные горизонты. Система генетических горизонтов, последовательно сменяющая друг друга по вертикали образует почвенный профиль. По строению почвенный профиль может быть простым и сложным, отличаться набором дифференцированных и недифференцированных генетических горизонтов. По составу горизонты бывают органогенные, гумусированные, карбонатные, железистые и другие; по свойствам – кислые, нейтральные, щелочные, насыщенные, выщелоченные, ненасыщенные и другие. Сочетание этих признаков определяет общий внешний вид почвенного профиля и различия между генетическими горизонтами.

В профиле чернозема (рис. 11; I) верхнюю часть занимает горизонт А – перегнойно-аккумулятивный, он имеет темно-серую окраску, содержит много гумуса, азота, фосфора. Аналогичные горизонты имеются во всех почвах, но обычно они значительно меньшей мощности, более светлые по окраске и содержат меньше гумуса. Такие качества позволили В.В. Докучаеву назвать чернозем царем русских почв. Ниже горизонта А располагается переходный горизонт В1, затем горизонт ВС и неизмененная порода – горизонт С. В подзолистых и дерново-подзолистых почвах (рис. 11; III, IV) горизонт А мал и обеднен элементами питания, он делится на два подгоризонта: А1 – темноокрашенный (перегнойно-элювиальный) и Е – светлоокрашенный (подзолистый или элювиальный). Кроме того, неразложившаяся лесная подстилка или дернина, покрывающая поверхность почвы, обозначается А0. Из горизонта

Е нисходящими токами влаги вынесены Fe, Al, К, Mg и другие элементы, а накапливаются преимущественно оксиды кремния SiO 2 . Многие элементы, особенно Fe, скапливаются в следующем горизонте В.

Если горизонт Е называют элювиальным (от латинского eluo – вымывать), то горизонт В – иллювиальным (от латинского illuo – вмывать). В зависимости от внешних признаков (окраски, структуры) могут выделяться подгоризонты В1, В2 и т.д. Еще ниже могут быть горизонты с интенсивным развитием восстановительных процессов, их называют глеевыми и обозначают буквой G. Для солонца (рис. 11; II) очень характерен плотный, столбчатый горизонт В, который обычно содержит много натрия и легко набухает при увлажнении.

К внешним морфологическим признакам относятся строение, мощность профиля и отдельных горизонтов, окраска, гранулометрический состав, структура, сложение, новообразования, включения.

Мощность почвенного профиля – общая протяженность всех горизонтов до материнской породы. У различных почв она колеблется от 40…50 см до 2,5 м (у черноземов).

Мощность почвенного горизонта – протяженность от верхней до нижней границы. Например, А0 = 0 – 5 см, А1 = 5 – 25 см и т.д., т.е. видна как мощность, так и глубина расположения горизонта.

Структура почвы – это те отдельности (комочки, агрегаты), на которые она самопроизвольно распадается в состоянии оптимальной влажности. Размер, форма, такие внутренние свойства этих отдельностей, как механическая прочность и водопрочность, во многом определяются количеством и качеством органического вещества в почвах. С морфогенетической точки зрения различают три вида структуры (по С.А. Захарову): кубовидную, призмовидную и плитовидную. Внутри каждого типа, в зависимости от размера агрегатов и степени выраженности граней и ребер, выделяют виды. Например, кубовидная структура бывает: глыбистая, комковатая, пылеватая, ореховатая, зернистая и др. Кубовидный тип структуры характеризуется примерным равенством горизонтальной и вертикальной осей отдельностей. Кубовидный тип структуры также характеризуется высокой устойчивостью в природе. Высокая устойчивость характерна для верхних горизонтов плодородных почв, так как обеспечивает благоприятные водно-воздушные свойства для роста растений. Другие типы структур не способны противостоять размывающему действию воды, а плитовидные отдельности отличаются низкой механической прочностью. С агрономической точки зрения структурными являются только почвы, обладающие кубовидной структурой (зернистой, средне- и мелкоореховатой, среднекомковатой). Процесс почвообразования включает явления вымывания (элювиирования) веществ из верхней части профиля и накопления (иллювиирования) их в средней и/или нижней части почвы. Причем элювиирование обычно сопровождается формированием структуры плитовидного типа, а иллювиирование – призмовидного типа.

С агрономической точки зрения важны не только форма структуры, сколько ее водопрочность, пористость, механическая прочность и размер.

Под водопрочностью понимают способность почвенных агрегатов противостоять размывающему действию воды. Целинные почвы содержат больше водопрочных агрегатов, чем старопахотные. Почва считается структурной, если комковато-зернистые водопрочные агрегаты, размером от 10 до 0,25 мм, составляют более 55 %. При этом для почв северных районов лучшими являются агрегаты больших размеров, так как они хорошо обеспечивают водо- и воздухопроницаемость почвы. В центрально-черноземной зоне оптимальный размер агрегатов 1 – 5 мм.

Значение структуры в плодородии почв весьма существенно. В структурной почве, через крупные поры, происходит быстрое и полное впитывание осадков, благодаря чему создаются запасы влаги и уменьшается поверхностный сток и водная эрозия почвы. В этих почвах лучше воздушный режим, они не заплывают после дождя и не образуют корку, их легче обрабатывать, здесь меньше опасность ветровой эрозии.

Количество и прочность почвенных агрегатов постоянно изменяется. Часть их разрушается из-за неумелой обработки, переуплотнения, под влиянием химических процессов и др.

Гранулометрический состав. Твердая фаза почвы (скелет, основа почвы) состоит из частиц различной формы и размеров, которые различаются по минералогическому и химическому составу и называются механическими элементами. По Н.А. Качинскому – это обособленные кусочки, куски (осколки) пород и минералов, аморфных соединений. По происхождению они делятся на минеральные (95…98 %), органические и органоминеральные. Элементарные частицы, близкие по свойствам и размерам, объединяются в группы, фракции, на основе чего производится классификация механических элементов (табл. 1).

Таблица 1

Классификация механических элементов

Частицы размером более 1 мм называют почвенным скелетом или крупноземом, менее 1 мм – мелкоземом. Сумму всех частиц размером менее 0,01 мм называют физической глиной, а более 0,01 мм – физическим песком. Сумму всех частиц размером менее 0,001 мм называют илистой или тонкодисперсной фракцией. Породы и почвы будут иметь различные свойства, зависящие от соотношений между теми или иными фракциями механических элементов.

Гранулометрическим (или механическим) составом называется относительное содержание в почве или породе фракций механических элементов. Классификация по гранулометрическому составу проводится объединением пород и почв в несколько групп с характерными для них физическими и химическими свойствами. В основу классификации почв по гранулометрическому составу положено содержание в ней физической глины и физического песка (табл. 2).

Таблица 2

Классификация по механическому составу (по Н.А. Качинскому)

Идеальная почва должна содержать приблизительно равные количества глины и песка с частицами промежуточных размеров. В этом случае образуется пористая, крупитчатая структура, и почва называется суглинками.

Гранулометрический состав почв имеет большое агрономическое значение. От него зависят все свойства и режимы: водный, тепловой, воздушный, питательный; все физические и физико-механические свойства. Песчаные и супесчаные почвы хорошо водопроницаемы, обладают благоприятным тепловым и воздушным режимом, легко обрабатываются, но бесструктурны, бедны гумусом и зольными элементами, имеют низкую поглотительную способность и буферность, плохо удерживают воду. Глинистые почвы, наоборот, медленно прогреваются, высоко влагоемкие, поэтому аэрации недостаточно, тяжелые при обработке, но богатые элементами питания, имеют высокую поглотительную способность и буферность. Такие культуры как пшеница, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечник довольно требовательные к условиям произрастания и хорошо развиваются только на почвах средних по механическому составу (легко- и среднесуглинистых). Картофель, арбуз, эспарцет предпочитают легкие супесчаные почвы. Хорошо переносят легкие почвы рожь, люпин, вика озимая. А рис и овес могут хорошо расти и на тяжелосуглинистых почвах.

Классификация почв

С изменением географического положения территории существенно меняется климат и растительность. Это приводит к развитию разнообразных по характеру почвообразовательных процессов, следствием которых является образование групп почв, обладающих специфическими признаками.

Для более детального изучения почв, повышения их плодородия и эффективного использования все почвы классифицированы , т.е. объединены в группы по происхождению, свойствам и уровню плодородия. В настоящее время приняты следующие классификационные единицы: тип, подтип, род, вид и разновидность.

Под типом подразумевают группу почв, сформировавшихся в одинаковых природных условиях, обладающих сходными свойствами и уровнем плодородия. Примером типа могут служить дерновоподзолистые почвы, черноземы, солонцы, каштановые почвы и т.д.

Подтипы – выделяют в пределах типа. Например, черноземы могут подразделяться на оподзоленные, выщелоченные, типичные и др.

Роды – почвы характеризуют состав почвообразующих пород, химизм грунтовых вод и т.д. (например, чернозем, выщелоченный на легких породах, чернозем южный солнцевато-солончаковый и т.д.).

Виды почв выделяют в пределах рода, в зависимости от степени развития почвообразовательного процесса – степени подзолистости, глубины гумусированности и др. (например, чернозем мощный тучный).

Разновидность – характеризует механический состав верхней части профиля почвы (супесчаная, тяжелосуглинистая почва и др.).

Почвенный покров Тамбовской области представлен, в основном, черноземными почвами глинистого и тяжелосуглинистого механического состава.

Общая площадь в административных границах составляет 3446,2 тыс. га. Структура земельного фонда включает следующие категории земель:

1 Земли сельскохозяйственного назначения (79,5 %);

2 Земли поселений (6,2 %);

3 Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения (1,4 %);

4 Земли особо охраняемых территорий (0,3 %);

5 Земли лесного фонда (10,9 %);

6 Земли водного фонда (0,2 %);

7 Земли запаса (1,5 %).

На долю черноземов приходится 86,8 % общей площади сельскохозяйственных угодий. Из них: мощные черноземы составляют 23,3 %; слабо выщелоченные 32 %; средне- и сильно выщелоченные 31,5 %. На остальной площади расположены серые лесные и песчаные почвы (2,6 %); солонцеватые (0,3 %) и прочие (10,3 %).

Изучите и проанализируйте таблицу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.

2. Использование химических веществ в пищевой промышленности. Примеры.

3. Пищевые добавки. Примеры. Запрещённые пищевые добавки.

4. Бычий соматотропин . Применение.

5. Значение стерилизации. Её применение в пищевой промышленности.

6. Мутагены, образующиеся при приготовлении пищи.

7. Мутагены в необработанных продуктах и воде.

8. Антибиотики. Цитостатики и антиметаболиты . Характеристика. Примеры. Мутагенный эффект.

9. Лекарства с мутагенным эффектом, зависящим от дозы. Примеры.

10. Препараты со слабым мутагенным эффектом. Примеры. Применение.

11. Мутагенный эффект алкоголя.

Главные источники загрязнения воздуха помещений и основные рекомендации по снижению уровня их загрязненности

Основные загрязнители воздуха (источники загрязнений) Виды загрязнений Рекомендации по снижению загрязнений
Газовая плита СО 2 , СО Продукты неполного сгорания газа Поддерживать исправность плиты; не готовить при максимальных расходах газа; во время приготовления пищи закрывать дверь, соединяющую кухню с другими жилыми помещениями, открывать форточку, окна
Компоненты клеящих материалов, мебели Формальдегид и др. Пылевидные частицы лакового покрытия Систематически проветривать помещения; помещать в них комнатные цветы; систематически производить влажную уборку
Компоненты электроизоляционных материалов Формальдегид и д.р. То же
Лаковые покрытия полов Формальдегид и д.р. Пылевидные частицы лакового покрытия То же
Изделия из полимерных материалов, пленочных материалов Пластификаторы. Пылевидные частицы полимерных материалов. То же
Пленки лакокрасочных покрытий стен, потолков; пленки шпатлевочных составов, герметиков Растворители Систематически проветривать помещение
Пыль порошкообразных синтетических моющих средств Поверхностно-активные вещества и д.р. Применять синтетические моющие средства в жидком или пастообразном виде; соблюдать аккуратность при дозировке порошков; систематически проводить влажную уборку
Табачный дым Газообразные продукты Не курить в общественных местах
Ворс ковровых покрытий полов, ковровых дорожек и штор из синтетических и искусственных волокон и д.р. Пылевидные частицы Систематически проводить влажную уборку с помощью пылесоса
Загрязняющие компоненты внешнего (наружного) воздушного бассейна Газообразные продукты. Пылевидные частицы Посадить деревья и кустарники; содержать в помещениях живые цветы; систематически проводить влажную уборку помещений

А . Экологическая характеристика Вашего места жи-тельства:


Название населенного пункта (город, рабочий поселок, село);

Местонахождение жилища в населенном пункте относи-тельно сторон света;

Преобладающее направление ветра в вашей местности;

Тип застройки микрорайона (замкнутый, разомкнутый), улицы (узкая, широкая, прямая и т. д.);

Характеристика двора;

Тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этаж-ность, количество подъез-дов, наличие лифта и т. д.);

Наличие вблизи места жительства водоемов, характер водоснабжения;

Характеристика почвы, способы сбора и вывоза отходов;

Наличие стационарных источников загрязнения атмо-сферы, предполагаемый вид загрязнения: химические веще-ства, шум, пыль;

Наличие автомобильных дорог, характер и загружен-ность автотранспортом, от-даленность светофоров;

Наличие предприятий бытового обслуживания, образова-ния, здравоохранения, торговли вблизи места жительства;

Наличие зеленой зоны, ее характеристика;

Характеристика местности.

Сформулируйте выводы о важнейших экологических про-блемах Вашей местности и возможные пути их решения.

Б . Санитарно-гигиеническая оценка состояния жи-лища:

Тип жилья (отдельный дом, квартира);

Санитарные условия жилища: высота потолка; характе-ристика окон; характери-стика полов и их покрытий; характе-ристика стен и их покрытий; комнаты смежные, изолирован-ные; характер бытовых помещений; характер отопления;

Характеристика микроклимата: средняя температура зи-мой и летом; влажность; характеристика вентиляции;

Социальные условия: количество проживающих, состав семьи и возрастная ха-рактеристика;

Наличие аудио-, видеотехники; среднее рабочее время техники в сутки; принцип выбора радио-, теле- и видео-программ; формы общения членов семьи; существова-ние или отсутствие семейных традиций; есть ли в семье фотоальбомы (общий, лич-ный, тематические);

Режим питания в семье (общее время для всей семьи, раз-личное время, организа-ция питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают: мясные, овощные, слад-кие, молочные и др.);

Формы занятия спортом и физкультурой в семье;

Организация семейного отпуска и досуга;

Формы распределения семейного бюджета.

Сделайте вывод о воздействии мутагенов окружающей среды и составьте рекомендации по уменьшению возможного влияния мутагенов на Ваш организм.

Сформулируйте выводы об условиях, способствующих или препятствующих здо-ровому образу жизни.

Соня Грицай

Когда у меня есть время, я всегда выхожу во двор гулять, там мне никогда не бывает скучно. В отпуске я всегда тоскую по своему двору, а при возвращении меня охватывает чувство радости. Мой двор – это как небольшой островок моей малой Родины. Мой двор - мой любимый уголок в Мурманске.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мой любимый уголок в Мурманске.

Мой любимый уголок в Мурманске - это мой двор. С ним у меня связаны одни из самых интересных моментов моей жизни!

Зимой во дворе я и моя подружка строим снежные тоннели. Может быть, у нас и не совсем получается, но когда мы лежим по пояс в тоннеле, кажется даже очень необычно.

Рядом с моим двором есть овраг, на дне которого ручей, не замерзающий даже зимой. В него ведет лестница. Жители соседнего двора и пешеходы спускаются по ней, а оттуда идут вверх по горке на улицу, где находится мой двор. По горке катаются дети: одни на санках, некоторые даже на лыжах, ну а я с моей подружкой на ватрушках.

Летом в овраге мы строим шалаш, и можем там долго играть в разные игры.

В моем дворе много красивых деревьев и кустарников: рябина, береза, осина, малина и др. Когда летом идешь по двору, кажется, что очутился, словно в парке, среди высоких деревьев и зеленой травы. Там мы катаемся на роликах и велосипеде, а осенью собираем гербарий и делаем поделки.

Детский садик с новыми площадками и парочкой качелей делает мой двор уютным. Я очень люблю качаться на качелях у себя во дворе.

Из моего окна открывается вид на сопки, которые возвышаются над домами. Это очень красиво.

Когда у меня есть время, я всегда выхожу во двор гулять, там мне никогда не бывает скучно. В отпуске я всегда тоскую по своему двору, а при возвращении меня охватывает чувство радости. Мой двор - это как небольшой островок моей малой Родины. Мой двор - мой любимый уголок в Мурманске.

Грицай Софья, 4 «А» класс

гимназия № 2, г. Мурманск