Копты и коптская религия. Коптская церковь


Из профиля хозяина блога, откуда я перепостил тему -

Этнический русский, Ислам принял в 1998г.

От себя . Интересный рассказ, ведь всегда интересно у знать о христианах других традиций, особенно ели это древний христианский народ, а не какая-то новоявленная секта из Америки. Но, к сожалению, автор статьи не о всех мифах про коптов поведал нам, но и сам присовокупил несколько, но уже как "правду"...

Мифы о коптах

Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.
Немного истории и фактов

* и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.

Изначально слово "копт" происходило от греческого "айгуптиос" и означало "египтянин". Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.

Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира - Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. - год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому "Anno Martyrum" - буквально "Эра мучеников".

Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы - Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской "Яковитской" Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во ** . Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были *** .

Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.

Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.

Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок **** . Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного ***** хлеба с изображением коптского креста по центру.

Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно - как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.

Продолжая "золотую" тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов - образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.

Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний - древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову ****** .

Нередко в России приходится слышать от "знатоков" вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Пять мифов о коптах

Миф I. Копты - единственные потомки фараонской цивилизации

Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками "тех самых" египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.

Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.
Конечно, противопоставление "свои - чужие" в данном контексте напрашивается само собой: "наши копты" vs. "чужие мусульмане". Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.

Интересно, что лица многих современных египтян - как христиан, так и мусульман - поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.

Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием

Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками ** , сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции. В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.

Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала

Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов - одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.

Миф IV. Копты - покорные и забитые христиане Египта

Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.
Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.

И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.

Миф V. Копты - угнетаемое мусульманами меньшинство

Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.

В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог "джизью", в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.

Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.

Мона Халиль, Портал "Кредо"


________________________________________ ____
  • Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны *
Есть небезосновательное мнение, что это умышленно заниженные мусульманами цифры.
  • Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской "Яковитской" Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа **
Очевидно, что рассказчик передает не то, что узнал от коптов, а свои собственные сведения, почерпнутые из грекославных мифов про "монофизитов".
  • Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей ***
  • Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей ***
Такое ощущение, что пишет не мусульманин (пусть он хоть триста раз этнический русский), а матерый псевдоправославный ключник, считающий себя состоящим в этих самых "мировых Церквях", или как ключники говорят - "Вселенском Православии", от которого и "отлучили коптов")))) Это, опять-таки, следствие незнакомства автора с коптской традицией, зато хорошее знакомство с грекославными мифами про "отпавших монофизитов". И что интересно, рассказчик как то не увязывает в своей голове две им же приведенные мысли - про "одиночество коптов", вне некоей семьи мировых Церквей и про то, что копты не одни не приняли латино-греческого Диофизиства, но что не приняли так же армяне, эфиопы и сирийцы... Типа у греков и латинян "семья Церквей", а у остальных не пойми что.... Он, наверное, и не догадывается, что на момент христологических разделений, нехалкидонские Церкви составляли подавляющее большинство во Вселенской Церкви, как по числу последователей, так и по числу кафедр и что если кто-то кого-то "отлучил от семьи Церквей", то это греки с латинянами сами себя....
  • во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок ****
Что-то я в этом сильно сомневаюсь. Не иначе, как потому, что слышу о таком впервые... С чего бы это древнему христианскому народу выявлять такое небрежение к вину? Они что, адвентисты седьмого дня? Нужно будет связаться с нашим священником в Каире, чтоб узнал правда ли это. Хотя, судя по тому что нам тут рассказывает автор статьи, это скорее байка.
  • Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного ***** хлеба
Вот это уже 100% байка. Копты используют в Литургии квасной хлеб. Эта "ошибка" рассказчика усугубляет мое сомнение по поводу "сока" в причастии... Может и тут влияние "антимонофизитских" мифов? Ну не даром же ключники рассказывают, что опреснок - символ монофизитства))))))
  • женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову ******
Тут автор путает "можно" с "повелось". А между тем, массовое непокрывание головы женщинами-захожанками (что заражает и неумных прихожанок), отнюдь не коптская проблема, а всеобщая, по Востоку. Эта болезнь поразила не только всех "клятых монофизиток", как то сириек, армянок... но и "супер православных" гречанок и ваще "гипер православных" грузинок... А брюки - это только для ключников страшилка...

Статистика походов по месяцам и регионам

Статистика количества походов по месяцам

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

Хотел процитировать, но стоит запрет... Поэтому выдам собственный пост;-)

" Есть в Египте интересный народ, исповедующий христианскую религию, потомки фараонов и коренного (неарабского) населения Древнего Египта - копты. Это настоящие хранители древнейшей культуры Египта, его главных древних основ - языка и веры. В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».

В течение нескольких столетий Египет был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.

Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараонов на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и не вступают в брак с египтянами: в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С незапамятных времен коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством - и в теологии, и в традициях. Копты - монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две - божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на древнем коптском языке.

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Очень необычны у коптов места захоронений - кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.

Именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Из праздников копты почитают Рождество, отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Этот праздник копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой. Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древних храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени - потомки фараонов.

Живут копты в своих городских районах, в Каире таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы Шенуды в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты - очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся" .

От себя: с уверенностью можно говорить только, что мы отличали коптских женщин - в отличие от мусульманок, которых большинство, они не носят хеджабов, то есть ходят с непокрытой головой. Кстати, их с удовольствием берут на работу в отели и в сферу обслуживания, так как, несомненно, европецам комфортно видеть женщину с непокрытой головой в качестве, к примеру, администратора в отеле. К слову, мусульманских женщин практически не встретишь на подобной работе. Некоторые из мусульманок учатся, получают образование, а потом - замуж, домой и ни ногой оттуда. Кстати, поэтому у них меньшая продолжительность жизни. Коптки темноволосы и кареглазы, именно такими я представлял египтянок, ну на крайняк южных итальянок, сильно загоревших;-)

Коптские храмы можно встретить по всему Египту. Из тех мест, что мы посетили, самые большие соборы -в Хургаде и Асуане. Копты и мусульмане живут очень мирно, уважая традиции друг друга, но друг с другом, действительно, стараются не смешиваться. Разность культур имеет место быть, поэтому соседство соседством, а живут каждые своей жизнью. Конечно, количество коптских храмов не сравнить с мечетями, но прихожане-христиане, я думаю, не обделены.

На фото: коптский собор в Асуане;-) Это не минареты, а аналог колоколен;-)

ИСТОРИЯ КОПТОВ

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык.

Основал коптскую церковь сам св. Евангелист Марк. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.

Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750-1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

ЯЗЫК КОПТОВ

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...

До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.

Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся часто уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Вероучение Коптской церкви

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Монофизитство (от греч. monos, один; и physis, природа ), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой.

Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.

Это было противопоставление несторианству, которое подчеркивало человеческую сущность Христа. Монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно отрицало и Спасение. Сначала учение было одобрено Эфесским собором 449 года, а затем осуждено Халкидонским Вселенским собором (451). Сторонников этого направления именуют монофизитами, монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 году на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451 году, после того как Халкидонский Вселенский собор принял деофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофизитство как ересь.

На Халкидонском соборе было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы».

Основателем направления был архимандрит Евтихий (ок. 378-454) - игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа - Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая или божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.

Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния. Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431).

Традиции в монофизитских церквах очень близки к православным, отличаясь лишь в отдельных деталях. Дать их общую характеристику трудно, поскольку они заметно варьируются в отдельных монофизитских деноминациях, основные из которых:

1) Копская православная церковь (в том числе Нубийская и Эфиопская),

2) Сирийская православная (фковитская) церковь,

3) Армянская апостольская церковь.

Коптская церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.

Каноническое право Коптской церкви покоится на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.

Коптские храмы

Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются лишь изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.

Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия.

Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат «эфод». Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней.

Литургика

Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения.

До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия).

Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - на одном арабском.

Господствующий тип песнопений - т.н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны.

Церковный год начинается 29 августа (1 тога) и заключает в себе 7 великих праздников (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница), 7 меньших и 5 постов (кроме 4 наших еще «шшевийский»- на неделе, соответствующей нашей Мытаря и Фарисея).

На утрене Вербного Воскресения бывает освящение ваий и крестный ход; в первые три дня страстной седмицы и великий пяток не бывает литургии, а длинные часы; в великий четверток совершается омовение ног. В Пятидесятницу совершается чин коленопреклонения с теми же молитвами, что и у нас. Сходно с нашим и великое водоосвящение в день Богоявления. Семь таинств догматически и литургически сходны с православными.

Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день; крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд.

Признается молитва за усопших (поминовение в 3-й, 7-й, 30-й и 40-й дни) и почитание святых, особенно Божией Матери.

Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.

Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Кладбище

Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема коптской церкви - мусульманский фундаментализм

Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

Расширение церкви

Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

Коптская церковь и РПЦ

Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

Чудеса и знамения

Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз, появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.

Несмотря на то что 95 % жителей современного Египта исповедуют ислам, весьма заметную роль в жизни страны играют и христиане-копты ─ последователи автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Её создание явилось результатом раскола, происшедшего в VI веке в единой прежде христианской церкви Африки, возглавлявшейся Александрийским патриархом.

Две концепции природы Сына Божьего

На IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 году в Халкидоне (район современного Стамбула), произошло событие, повлиявшее на жизнь всех последующих христиан Египта. Патриарх Александрийский Диоскор, а также ряд его последователей встали на сторону приверженцев учения, известного как монофизитство. Оно строится на утверждении о том, что Иисусу Христу присуща лишь божественная природа, в которой нет места человеческому естеству.

В свою очередь, их оппоненты диофизиты исповедовали иной догмат, принятый ныне большинством христиан мира. Он сводится к тому, что природа Иисуса Христа одновременно божественная и человеческая, причём обе они соединены в Нём не слитно и не раздельно. То есть они признают Иисуса Христа одновременно истинным Богом и истинным человеком, в котором сочетаются все особенности простых людей, кроме их склонности ко греху.

Раскол среди христианских церквей

Это догматическое разногласие послужило причиной раскола между христианами, в результате которого образовалось несколько автокефальных церквей, названных нехалкидонскими за отказ принять постановление IV Вселенского собора, осудившего монофизитов. К их числу относится и Христианская церковь Египта, именуемая коптской по названию этнорелигиозной группы населения, члены которой составляют большинство её последователей.

Происхождение слова "копты" относится к VII веку, когда арабы, захватившие Египет, обозначали им местных жителей. Со временем оно распространилось за пределами государства, и многие чужестранцы стали называть так египтян. Тогда же вошёл в употребление распространённый ныне термин ─ Коптская церковь.

Тяготы, ставшие уделом египетских христиан

На момент религиозного раскола Египет входил в состав Византийской империи, где христианство было построено на концепции диофизитства. В результате все последователи Александрийского епископа, осмелившегося идти вразрез с решениями Халкидонского собора, были объявлены еретиками и подверглись жестоким гонениям.

История коптской церкви этого периода полна драматических событий. Не менее тяжёлыми были и времена, когда Египет оказался под властью вначале арабов, а затем турок. И те и другие жестоко преследовали христиан, разрушая их храмы и уничтожая священников.

Свет христианства, воссиявший в Египте

Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.

Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.

Церковная структура, принятая у египетских христиан

В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.

Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.

Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.

Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения

Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.

Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.

Храм, ставший наследием британских магнатов

В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.

Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.

Фрески и иконы в египетских православных храмах

Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.

Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.

Прочие особенности коптских церквей

Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.

Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.

В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.

Коптские обряды и праздники

Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.

В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.

Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.

Особенности коптских религиозных традиций

При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.

Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.

Сегодняшний день христианской церкви Египта

В настоящее время основное количество коптов проживает на территории Египта и составляет 8 млн человек. Кроме того, ещё около 2 млн человек проживают за границей в различных странах мира. В силу особенностей своего вероучения Коптская церковь поддерживает наиболее тесные связи с другими церквями монофизитского толка, такими как сирийская, эфиопская, армянская, эритрейская и маланкарская. Осуществляются также контакты и представителями иных конфессий.

В 2014 году предстоятель Коптской церкви Шенуд III посетил Россию и был принят патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Эта встреча явилась знаком сближения двух ветвей православия и попыткой установления между ними конструктивного диалога. Глава египетских христиан в рамках своего визита посетил ряд московских храмов и монастырей. В память о днях, проведённых в российской столице, он получил в дар от патриарха Кирилла пастырский посох с надписью, гласящей, что у коптских христиан есть братья, в которых они всегда могут найти опору.

Поскольку основная религия Египта ─ ислам, который исповедуют 95% населения, копты на протяжении всей истории своей церкви не знали лёгких времён. Вот и в наши дни нередко в сообщениях мировых СМИ появляется информация о различных провокациях, а подчас и открытых террористических актах, совершаемых в отношении христианского населения страны. Однако, несмотря ни на какие трудности, Коптская церковь продолжает неуклонно развиваться, бережно сохраняя традиции прошлых веков и укрепляя веру в сердцах своих последователей.