В каких препаратах содержится натрий. Натрий (Na) – главный регулятор водного баланса в организме


Далеко не всегда приветствовалась чистота и уход за своим телом. Нередко это считалось бесовщиной и бездуховным занятием. Такая картина ярко прослеживалась в Средневековье. Согласно некоторым мнениям того времени, после мытья в поры тела могли попасть злые духи. И в этом нет ничего странного, так как люди могли мыться в грязной воде. При этом в одной и той же воде мылась вся семья, а после слуги и рабы. Однако постепенно отношение к чистоте менялось. Поэтому будет интересно проследить за некоторыми фактами из истории по отношению к чистоте и мытью.

Чистота в Средние века

Если говорить о банных традициях, то они уходят корнями далеко в прошлые века. Например, на Руси баня была в почете. Те, кто не любил баню, считались странными. Например, Дмитрий Самозванец не был сторонником бани, поэтому его считали нерусским. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть, что для славян баня была не просто средством гигиены, в ней находили некий сакральный смысл. В обязательном порядке люди должны были два раза в неделю посетить баню, так как полагалось, что в ней они смогут смыть свои грехи.

В Европе, для сравнения, к бане относились с подозрением. Тогда верили в то, что достаточно омовения человека при крещении.

Причины того, что люди боялись воды, кроются в бытующем мнении по распространению чумы посредством воды. По сути, это могло так и быть, ведь принимали не горячие ванны, а теплые, используя воду по несколько раз. Безусловно, в такой среде могли развиваться болезни.

Изабелла Кастильская в 15 веке с гордостью говорила о том, что она мылась за свою жизнь только дважды – при крещении и перед свадьбой.

Другой интересный случай, зафиксированный в истории, произошел с Людовиком XIV. На протяжении своей жизни он мылся всего лишь два раза и то в медицинских целях. И при этом он каждый раз сильно болел. Исходя из этого и других подобных случаев, становится понятно, что чистота и гигиена отходили на второй план.

Когда в 13 веке начали использовать нижнее белье, речь об обязательном принятии ванн вообще не шла. Нижнее белье было легче и дешевле постирать, чем верхнюю одежду, выполненную из дорогих тканей. Таким образом, тело не соприкасалось с верхним платьем. Чтобы спастись от клещей и блох, знать носила нижнее белье из шелка.

Отношение к гигиене в Древнем Риме и Париже

Если заглянуть в историю Древнего Рима, то здесь отношение к чистоте и мытью было настолько вознесено, что из этого сделали культ. Каждый день римские термы посещали для принятия банных процедур. В этих помещениях не только мылись, но и занимались спортом, туда приглашали артистов. Это было поистине культурное мероприятие.

В таких помещениях имелись туалеты. Они были расположены по периметру помещения, поэтому люди могли между собой нормально общаться. В IV веке н.э. в Риме имелось 144 общественных туалета.

Если заглянуть в Париж, то здесь картина была совсем противоположная. Как говорили современники, здесь стоял ужасный смрад. Туалеты здесь не строились, поэтому фекалии из горшка могли выливать прямо из окна. Именно отсюда и пошла мода шляп с широкими полосами, чтобы не запачкать свою дорогую одежду. Спустя время был введен закон, который требовал предупреждать перед выливанием горшка возгласом «Осторожно, вода».

Русь и гигиена

Если сравнивать такое отношение к чистоте в Европе, русские обычаи были странными. Ведь именно у нас широко были распространены бани. Как свидетельствуют исторические факты, Людовик XIV засылал шпионов, чтобы узнать, чем занимаются в русских банях. И это не удивительно, ведь у него и в голове не укладывалось то, что мыться можно регулярно. Но, несмотря на такой отношение к чистоте, на улицах стоял неприятный запах, ведь система канализации в 18 веке была только в десяти процентах городов России.

Из всего следует вывод, что в Средневековье в Европе с чистотой и гигиеной особо не дружили. Что касается России, то она смогла избавиться от чумы только благодаря русским баням.

До 1743 года в банях мылись одновременно женщины и мужчины. В этом же году был издан указ, запрещающий это. Но далеко не везде он соблюдался!

Те иностранцы, которые долго жили в России, привезли в Европу обычай бани. Они оценили все ее преимущества. Постепенно в Европейских странах отношение к чистоте и гигиене вышло на новый уровень.

Если вспомнить уже близкие к нам годы, то в СССР занимались гигиеной на уровне государства. Телевиденье вело активную пропаганду даже среди детей. Стоит хотя бы вспомнить всем известный мультик «Мойдодыр».

Эмпирические наблюдения из житейского опыта в области личного быта, а в дальнейшем и из общественной практики явились основой гигиенических знаний уже в глубокой древности. Опираясь на инстинктивное стремление людей к сохранению жизни и здоровья, эти наблюдения постепенно расширялись. В зависимости от природно-климатических условий, в которых жил человек, от быта и социального устройства общества, гигиенические мероприятия, захватывая все более широкие области жизни, совершенствовались, хотя никаких научно-теоретических основ для их совершенствования еще не существовало: практика значительно опережала теорию, как это часто имеет место и в других областях человеческих знаний.

Простейшие гигиенические правила, часть из которых сохранилась до сих пор, были известны многим древним народам 3000-4000 лет до нашей эры. В древнекитайских медицинских книгах были обнаружены гигиенические правила и советы, касающиеся правильного питания, режима работы, отдыха и сна, а также полезного воздействия природных факторов на здоровье человека. При раскопках в древних китайских городах были сделаны открытия, свидетельствующие о наличии в них сооружений санитарного благоустройства. Не менее ценные находки, касающиеся благоустройства населенных мест, были обнаружены при раскопках старинных индийских поселений (удалось, например, в одном из индийских городов найти остатки городской канализации). Богата гигиеническими советами древняя индийская медицина. Большая часть их касалась вопросов питания (рекомендация о потреблении молока, растительной пищи, меда), режима питания и личной гигиены (ухода за полостью рта, смены одежды, купания и т. д.). Гигиенические мероприятия имели широкое распространение в Древнем Египте (за 1500 лет до нашей эры). Здесь были найдены огромные сооружения для водоснабжения городов, существовали правила содержания в чистоте улиц и домов, удаления нечистот и отбросов, дренирования почвы и др.

Опыт египтян переняли многие народы, жившие в древние времена.

При археологических раскопках на территории нынешних среднеазиатских республик обнаружены благоустроенные города с рационально устроенными санитарными сооружениями. Следовательно, самой древней культуре были присущи принципы использования гигиенических мероприятий не только личного, но в известной мере и общественного характера для укрепления здоровья и сохранения жизни.


Гиппократ (460-377 до н. э.).

Эти принципы оказались выраженными в еще более совершенном виде позднее, в античной Греции и Древнем Риме. Развитие санитарной культуры в Древней Греции связано с именем гениального врача, как его называют, «отца медицины» Гиппократа, впервые выдвинувшего идею о значении для организма человека внешней среды. Гиппократом был написан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором эти природные факторы рассматриваются с точки зрения воздействия их на здоровье людей. В дальнейшем наблюдения и рассуждения Гиппократа получили широкое развитие в трудах древнегреческих ученых более позднего периода и послужили основой санитарно-технических мероприятий, осуществленных в городах Древней Греции. Так, в Афинах были построены водопровод и канализация для удаления жидких стоков, был организован постоянный надзор за продажей пищевых продуктов и за жилищным строительством, осуществлялась простейшая дезинфекция в виде окуривания серой помещений, в которых находились заразные больные, существовали общественные бани и купальни. В Спарте впервые стали широко использовать физическую культуру с целью развития физической силы и создания могучего войска, причем эти мероприятия были тесно связаны с соблюдением санитарных правил.

Римляне во многом позаимствовали у греков гигиенические знания, санитарно-технические сооружения и прочие санитарные мероприятия, направленные на охрану общественного здоровья. В Риме было сооружено свыше 30 водопроводов, дававших в сутки 500-1000 л горной ключевой воды на человека, существовала общесплавная подземная канализация для удаления жидких нечистот за пределы города на поля и огороды, было организовано тщательное наблюдение за продажей пищевых продуктов, строительством жилищ. Санитарная техника в Римской империи осуществлялась даже в большей степени, чем в Греции, причем особое внимание было уделено военной санитарии (правила питания войск, снабжения их доброкачественной питьевой водой, требования к устройству и расположению лагерей, физическая подготовка личного состава и др.).

Несмотря, однако, на широкое использование санитарных мероприятий для охраны здоровья человека, в античном мире не прекращались эпидемии чумы, оспы, тифов и прочих инфекционных заболеваний, сопровождающихся высокой смертностью. Особенно высокой была смертность среди рабов, так как при рабовладельческом строе вся санитарная техника была направлена в основном не на сохранение общественного здоровья (она совершенно не касалась рабов), а на обеспечение благоприятных для личного здоровья условий существования привилегированного класса (рабовладельцев, жрецов, военачальников, торговцев) и создания им удобств и личного комфорта. Иначе при классовом характере рабовладельческого строя и не могло быть. Следует при этом отметить, что все успехи в укреплении и сохранении здоровья в античном мире были достигнуты лишь благодаря обобщению накопленного человечеством личного опыта, ибо гигиены как науки в то время не существовало.

Однако в дальнейшем и эти немногочисленные достижения в санитарной практике среди древних культурных народов исчезли с переходом к феодальному строю. Были сознательно заброшены даже зачатки существовавших ранее гигиенических мероприятий, так как преобладавшие в средние века религиозные взгляды христианского учения были основаны на проповеди полного пренебрежения к здоровью человека. Христианство призывало людей к аскетическому образу жизни ради спасения души. Аскетов-схимников, живших в пещерах, сознательно терпевших голод и холод, годами не употреблявших воды для ухода за телом, считали святыми. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о соблюдении каких-либо требований не только общественной, но даже и личной гигиены. Санитарная культура оказалась на таком низком уровне, что ничто не могло препятствовать распространению эпидемий. Чума (как ее называли в то время «черная смерть»), проказа, оспа, трахома, сифилис охватили огромные массы людей. Попытки феодалов отгородиться крепостными стенами и рвами в средневековых замках не спасли их от грозящей опасности. В качестве примера тех последствий, к которым привело это пренебрежение к элементарной санитарной практике, можно указать на то, что в XIV веке в Европе погибло от чумы около 25 млн. человек.

Города в средние века строились без учета правил планировки и без санитарно-технических сооружений, с узкими улицами, нечистоты выбрасывали прямо на улицы, не соблюдались правила личной гигиены. Благодаря господству духовенства и крепостников-феодалов санитарная культура вообще перестала существовать. Правда, в некоторых странах были попытки отдельных передовых ученых пропагандировать правила санитарной практики прошлого. Так, на рубеже XII и XIII века в Италии вышло в свет сочинение профессора Иоанна Медиоланского, содержавшее лишь правила диетического питания, а в дальнейшем появились сочинения, в которых были даны описания свирепствовавших в то время эпидемий. Но все эти работы вплоть до конца XV века по существу не помогли в улучшении санитарного состояния населенных мест, за исключением только того, что, начиная с XIV века, для дезинфекции зараженных жилищ и вещей больных стали применять окуривание серой и обеззараживание с помощью хлора.


Гигена. Трудно сказать, когда человек осознано понял, что вода это средство, избавляющее от грязи, а следовательно от инфекций и болезней. Но когда на помощь воде пришло мыло, мы знаем только приблизительно. Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже и можно только себе представить, как пахло древнеримское мыло! По всей видимости это одна из причин активного использования всевозможных ароматических масел, смесей, мазей, притираний и духов, которыми пользовались и мужчины, и женщины.

Зато в отношении комфорта купания в ванных комнатах римляне опережали даже нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но еще и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, какими пользовались люди победнее. Во времена Республики гигиена относилась к частной сфере жизни. По мере завоеваний и обогащения в городах начали строить уже не скромные бани, а всё более роскошные термы .


Термы Каракаллы (лат.Thermae Antoninianae,Terme di Caracalla императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м.) отличались богатым убранством, вмещали одновременно около 2300 человек. После изобретения сомкнутых сводов, стен с подогревом и акведуков (от лат. aqua - вода и ducere - вести) канал, труба для подачи воды, баням стали придавать всё большее значении в жизни общества.Они приобрели особую общественную функцию. Там собирались граждане Рима и проводили свой досуг (otium), т.к. их общественная жизнь не заканчивалась утренними обязанностями. Римлянин всегда осознавал себя не столько общественной личностью, сколько частью неразделимого целого общества. Он не должен был пребывать в одиночестве. Долгое время даже считалось, что человек ищущий уединения, непременно замышляет что-то дурное или жаждет придаться постыдным порокам. В конце концов бани стали основным удовольствием и символом цивилизованной жизни «по-римски» в других античных городах. Туда приходили обсудить различные вопросы, встретиться с друзьями. Женщины купались вместе с мужчинами в одном бассейне или собирались женской компанией. После посещения унктория, где купальщика умащивали и посыпали песком, посетитель занимался физическими упражнениями. Затем он переходил в кальдарий, где принимал паровую ванну, подвергался процедуре обработки кожи банной скребницей, после чего совершал омовение. Горячая баня – тепидарий, всегда предшествовала купанию в холодной воде. Пребывание в термах завершалось процедурой эпиляции и массажем.
Термы теперь являлись средством публичной гигиены, демонстрацией роскоши, символом власти императора и благотворителей, единством заботы о душе и теле.

Греческому «искусству косметики» в Древнем Риме соответствовало «ars ornatrix» - искусство украшения, использующее целебные средства, а «коммотике» - «ars fucatrix», краски добываемые из различных растений, иногда и из ядовитых, которые приносили немалый вред здоровью.. Но, как и в Древней Греции, римская матрона древнего периода была невыразитеньна и краснолица, т.к. ещё не были приняты в обиход белила и румяна. Зато римская красавица эпохи Империи уже была полностью вооружена всевозможными кремами, красками, притираниями и благовониями. Выход патрицианки в свет напоминал процесс приготовления воина к битве. Тело подвергалось болезненой процедуре: чистилось банной скребницей, затем с него удалялись все волосики. Все складочки и ямочки протирались и умасливались. Помпея, жена императора Нерона, во время совершения косметических призывала на помощь до сотни прислужниц. Она сама придумала особую маску, которой пользовалась ежедневно: ржанная мука, листья вербены, мёд, молоко ослицы.



Пышность причёски увеличивали накладными волосами, зубы покрывали эмалью на основе сока кизила или истолчённого плода водянного ореха. Все прыщики, некрасивые родинки, бородавки маскировались мушками. На лицо накладывался толтый слой свинцовых белил, брови и глаза поводились сурьмой и соком шафрана, щёки румянились, губы освежались помадой. Перед обществом представала красавица с маской из красок вместо лица, но это считалось красотой, хотя и служило мишенью для сатириков, которые писали, что опасаются. как бы это лицо не распалось на куски.


Косметика и парфюмерия в Древнем Риме использовалась в невероятно больших количествах. Уже в I веке до н.э. ввозилось из Египта 3000 тон ладана и до 6000 тон мирры. Кроме этого закупали благовония и косметику у арабов, которые доставляли её из Индии, Цейлона, Индонезии и Китая. Литература той эпохи подробно рассказывает об употреблении косметики и всевозможных благовоний, о том, что уже невозможно представить свою жизнь без них. Овидий в своей поэме «Наука любви» даёт советы:

Женщины! Вот вам урок, учитесь, как можно заботой
Сделать прекрасней лицо и сохранить красоту…
То, что ухожено, всем по душе…

Мало лиц без недостатков, если вы бледны – нанесите румяна, если смуглы – используйте немного белил, на веки положите тени – они понадобятся, чтобы придать лицу выразительность – так советует поэт. Ухаживайте и украшайте себя, но без свидетелей.

Красота милей без прикрас – поэтому лучше,
Чтобы не видели вас за туалетным столом.
Не мудренно оробеть, увидя, как винное сусло*,
Вымазав деве лице, каплет на тёплую грудь!
Как отвратительно пахнет тот сок, который в Афинах,
Выжат из грязных кусков жирной овечьей шерсти!
……
То, что даёт красоту, само по себе некрасиво…

Все приготовления к выходу на люди происходили в дальних комнатах, где ни муж, ни воздыхатели не могли наблюдать за всеми ухищрениями по наведению красоты. Идеал в понимании обитателей Древнего Рима был, как и сегодня, некий стандарт красоты, создаваемый при помощи всевозможных хитростей и эффектов, которые позволяли краски. В борьбе со старостью мужчины и женщины чрезмерно увлекались белилами и румянами. Но эти белила, как я уже говорила, были свинцовыми – и чем больше пытались скрыть разрушения, тем быстрее развивался недуг: чернели зубы, замедлялся обмен веществ, быстро развивалась болезнь, которую называли худосочием.

Косметические смеси для повседневного туалета римских дам изготавливали в домашних условиях и, конечно, у каждой семьи имелись свои секреты и пристрастия. В праздники и знаменательные дни ароматы лились рекой, а дым от курений «затмевал солнце». Количество используемых косметических продуктов становилось всё больше. Считалось беспрекословным правилом, использование кремов и притираний, настоянных на душистых травах и маслах, во время принятия ванн, до них и после них.
Имя торговца косметикой и благовониями Косма, не сходило со страниц литературных страниц тех лет./>

Запах бальзама люблю: это запах мужских притираний;
Вам же мароны идут тонкие Косма духи.

Римляне подмешивали духи в вино, невзирая на то, что такие примеси как мира, придавали горечь. В жилищах знатных людей постоянно курились вазы с благовониями. На погребении жены Нерона Помпеи Сабины (ок.31-65г.н.э.) израсходовали такое количество благовоний, какое использовал обычно город Рим за год. Во времена римского императора Марка Аврелия Антония был учреждён сенат женщин для обсуждения вопросов моды и косметики. Никто, наверное, из них даже предположить не мог, что спустя совсем немного времени, каких-то пару столетий, привычный и приятный мир изнеженных патриций рухнет под натиском варваров. А уж тем более не мог предположить, что те же варвары будут благоустраивать свои жилища на манер римских. Развивая науки и искусства возьмут за основу научные идеи, разработанные учёными античного мира. Пройдёт ещё немного времени и жители европейских городов проникнутся интересом к эстетической стороне жизни. Их собственная внешность будет волновать ничуть не меньше, чем римлян, и так же им будут доступны и понятны наслаждения от изысканных одежд и утончённых ароматов.

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками, правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот, напоминающий охотничий лук.


Причёски мужские. Мужчины почти до конца IIIв.до н.э. отпускали довольно длинные волосы и бороды. Позднее в моду вошли короткие стрижки и, даже полностью бритые головы. Мода на чисто выбритое лицо, благодаря большому поклоннику греческой классики императору Адриану (IIв. н.э.) вскоре отошла и мужчины стали, подражая ему, носить короткие бородки и волосы слегка подвитые вперёд, на греческий манер. Все юноши до совершеннолетия брили лица. Первые состриженные волосы ребёнка и первую сбритую юношескую бороду приносили в жертву богам.



Причёски женские. Большую заботу и внимание римлянки уделяли уходу за волосами и причёске. Во времена Республики преобладали простые и скромные причёски, которые напоминали греческие: волосы делили прямым пробором пополам и зачёсывали по бокам назад, собирая в тугой «Греческий узел». Ни лоб, ни уши не закрывали. К концу республиканского периода причёски усложнились. Стали использовать горячие и холодные завивки, плетение мелких и крупных кос, высокие валики надо лбом. Женские причёски изменялись стремительно и поражали разнообразием, но одна из них пережила века - классический «греческий узел» остаётся популярным и сегодня. Его укладывали из гладких или волнистых волос, выше на затылке, или ниже, приспуская почти на шею, украшали необычными шпильками, затягивали золотыми или цветными сетками (reticula). Небольшая диадема (sphendone) завершала изысканную причёску. Ни одна женщина не обходилась без головных шпилек двух видов: для распутывания волос (diskriminales) и скрепления их (comotoriae). Особенно любимы были шпильки-украшения с фигурными навершиями (верхушками).


«Греческий узел» мог присутствовать и как один из фрагментов в какой-либо другой причёске. Форма узла удерживалась лентами или украшениями в виде двух полумесяцев. Широкая лента, схватывающая волосы низко надо лбом, называлась «праща». Её могли носить только матроны.

В императорский период, начиная с первой половины I-го века и до конца III-го ст. н. э. женские причёски становятся всё сложнее, претенциозней, выше и больше в объёме. Волосы завивали в тугие локоны, укладывали вокруг головы, заплетали в косы, распускали на затылке, располагали валиком надо лбом или укладывали на каркас а виде кокошника.


Такие объёмные и сложные причёски требовали очень густой шевелюры, поэтому стали использовать фальшивые волосы, шиньоны и парики. Причёски украшались диадемами, повязками, фигурными шпильками, обручами различной ширины.


Особенно были любимы золотые шпильки с навершием, изображающим богиню Фортуну. Предполагается, что фигурки были полыми внутри и использовались для ароматических шариков. Этими же шпильками раздражённые патрицианки кололи зазевавшихся рабов во время одевания или сооружения причёсок. Расправы над домашними парикмахерами были настолько обычным делом, что Овидий уговаривал римских матрон в своих стихах не уродовать лица служанок, не колоть и не щипать их. Хотя вряд ли римкие матроны прслушивались к этим его советам. Их больше интересовала поэма поэта-гуманиста «Наука о любви». В одной из своих поэм Овидий Назон даёт наставления римским дамам почище профессионального стилиста-парикмахера:

Следи за причёской –
Здесь всё решает одно прикосновение руки! –
И не забудь, что не всё и не всех одинаково красит:
Выбери то, что к лицу, в зеркало глядя, проверь.
К длинным лицам идёт пробор, проложенный ровно:
У Лаодамии так волос лежал без прикрас.
Волосы в малом пучке без прикрас и открытые уши –
Эта причёска под стать круглому будет лицу…

И т. д. ещё тридцать поэтических строф-советов, в том числе и об урашениях для волос.Римлянки побили все рекорды античного мира по затратам времени и средств на хитроумные причёски. Жёны римских императоров тратили по несколько часов в день, на создание какой-нибудь затейливой причёски, которая уже вскоре подхватывалась придворными, возводилась в статус самой модной и называлась её именем. Горячей завивкой волос (природных или накладных) занимались специально обученные рабы – «тонсорес», затем в работу включались парикмахеры, которые слыли очень изобретательными мастерами. Сложнейшее высокое сооружение из мелких завитков, уложенных ярусами надо лбом императрицы Домны, могли соорудить только очень умелые руки опытного паримахера так, чтоб не был заметен проволочный каркас, а пучки из множества мелких косичек (anuli) и локонов, уложенных в конический пучок (tutulos), требовали виртуозного мастерства маскировки фальшивых волос. Сатирик Марциал едко издевался над модницами: «Фабулла клянётся, что её волосы принадлежат ей. Бесспорно, она может поклясться в этом, она их недавно купила».



Но никакие насмешки и ехидные замечания не могли остановить модницу. Покорив полмира, римляне привезли на свою родину множество экзотических новшеств, в том числе по костюму, косметике и причёскам. Но одно, казалось бы совсем не значительное событие, вообще перевернуло представление римлян о женской красоте. В толпе пленниц, пригнанных легионерами в Рим из северной Европы, местные дамы увидели светловолосых красавец. Богатые патрицианки постарались немедленно обзавестись дорогостоящими германскими рабынями, чтобы тут же состричь их волосы, для изготовления париков. Римские цирюльники продавали парики, изготовленные из волос, привезённых со всех концов света, но драгоценные немецкие белокурые волосы светлых и рыжеватых оттенков шли на вес золота. Вообще-то, по римским законам менять природный тёмно-русый цвет волос дамам запрещалось. Но кто же будет соблюдать законы, когда подавляющее большинство мужчин грезило о блондинках? Римские дамы взялись за обесцвечивание собственных волос, в ход пошло всё: щёлочь, уксусные дрожжи, сок айвы, масло мастикового дерева и т.п. Всё это не добавляло здоровья волосам, но цель оправдывала средства. Привозные краски для осветления волос использовались настолько широко, что даже архитектура дома римского патриция претерпела некоторые изменения – часть крыши стали делать плоской: намазав волосы осветляющим раствором, дама одевала специальную шляпу с широкими полями, но без тульи, на которые рабыня тщательно раскладывала влажные волосы и поднималась на плоскую часть крыши, располагалась в удобном кресле, подставляя голову естественному источнику тепла – солнышку. Происходила тепловая реакция и через некоторое время она спускалась уже блондинкой. Дальше за дело опять принимались рабыни. Они мыли волосы хозяйки римским мылом, умащивали их полезными маслами, наносили укрепляющие маски, настоянные на душистых веществах, споласкивали травяными отварами, добиваясь природного блеска и эластичности.

Римлянки виртуозно владели наукой о поддержании красоты. Они знали великое множество косметических рецептов, прекрасно разбирались в ароматерапии и благовониях. Маски для лица и рук, ванны из фруктовых соков и молока ослицы, мази и кремы для поддержания молодости кожи шеи и декальте, искусственные зубы, отбеливающие средства для лица, накладные брови и ресницы, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры, корсет (мамиларе) из тончайшей кожи, приподымающий грудь – всё это неполный перечень ухищрений римлянок, стремящихся к идеалу красоты.


Мода, быт и нравы в повседневной жизни Древнего Рима. Стремление улучшить свою внешность с помощью косметики, «дорисовать», как остроумно выразилась в своей книге* «Повседневная жизнь русских модниц и щеголей» Е. Суслина, свойственно человечеству на протяжении всего его развития. Древний Рим не был исключением. Вместе с политической и военной мощью, по мере того, как разрасталось государство, менялся, некогда простой и суровый, образ жизни Рима. Неисчислимые богатства текли рекой из завоёванных государств. В поздний период Республики, презираемая когда-то, роскошь превратилась для римлян в смысл и цель существования. В далёком прошлом культура древнего Рима, латинян и сабинян, находилась под влиянием греков и этрусков, поэтому жизнь их была такой же неприхотливой: платье носили простое, туника служила нижней одеждой, поверх её надевали тогу.


Чуть позже прямую тунику стали украшать множеством складок и рисунком, показывающим социальный статус владельца. Но уже тогда в кругу модников сложились условные правила, регламентирующие манеру ношения одежды. Тунику следовало подпоясывать, оставлять длину впереди ниже колен, сзади - до коленного сгиба. Если туника была длиннее указанной – её презрительно называли женской, если владелец поддёргивал её выше – смеясь, называли «центурионом», синоним современного слова «солдафон». На улице обязательно подпоясывались, «распущенной» её носили только ремесленники и рабы. Но дома римлянин мог позволить себе ходить в свободной тунике. Для знати их шили из белоснежной шерсти, реже из льна. Одежды сенаторов украшались вертикальными полосами – «клавами», шедшими параллельно одна другой от шеи до самого низа туники. Полководе - триумфатор одевал на торжество пурпурную (красно-фиолетовую) тунику, расшитую золотом.
Краситель такого цвета добывали из пурпурных желез улиток определённой породы. Мелких просто толкли, у крупных выскребали содержащее пурпур вещество. Всю массу очищали и оставляли в воде до выпадения красящего осадка. Запах смеси был настолько неприятным, что только определённые благовония могли с ним справиться.


Поверх туники одевали тогу – одежду привилегированного сословия. Кроили её в виде эллипса из большого куска ткани. Получалась она более пяти метров длиной и до двух - шириной. Тогу драпировали замысловатыми складками на уровне плечей и бёдер. Облачиться в неё самостоятельно было невозможно, поэтому помогали специально обученные рабы, которые ещё с вечера готовили тогу, укладывая её складками, складки прокладывали дощечками, затем прихватывали зажимами и оставляли до утра. Неправильно одетая, волочащаяся за хозяином тога, вызывала обидные насмешки щеголей.* Проблемы возникали не только в одевании и носке, но и в стирке тоги. Она была настолько огромной и тяжёлой, что занимались её стиркой валяльщики. Сначала они выколачивали одежду, затем топтали и стирали в воде, смешанной с селитрой и мочой, отбеливали при помощи серного пара, а затем расчёсывали щётками и гладили специальными прессами. Не мудрено, что платье после такой суровой чистки выглядело поношенным. Римский поэт Марк Валерий Марциал (ок.104г. н.э.) жаловался, что за лето в Риме он изнашивает четыре тоги, что она тяжела и её носить утомительно, что для полного счастья ему не хватает сбросить тогу и остаться в одной тунике.

Одежде уделялось так много внимания, что в I веке в империи вошло в моду переодевание к обеду и в течении дня несколько раз его менять. Марциал, издеваясь над одним из богачей, который переодевался 11раз за день, давал стихотворные советы:

Мужу небрежность к лицу…
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле*
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке…

Но щегольство свойственно человеку, поэтому навряд ли молодые модники прислушивались к мудрым советам поэта. Даже сандалии они подбирали не простые, а с затейливым орнаментом из гвоздиков на подошве, чтобы их рисунок отпечатывался на песчаном полу.


Женская одежда силуэтом напоминала мужскую. Дамы носили туники, поверх которой надевали длинную столу с рукавами и поясом, на неё ещё набрасывали паллу – широкое длинное платье. Столу носили почтенные матроны. Её украшали золотой отделкой, нарядными поясами, дорогими фибулами – скреляющими пряжками. Рабыням и женщинам лёгкого поведения эти одеяния возбранялись. Пределом мечтаний римских щеголих тогов ремни были шелка. Их завозили с острова Кос, который с древних времён славился изготовлением шёлковых прозрачных одежд. В Риме мода на них продержалась почти 100 лет. Лёгкая, почти прозрачная, обычно пурпурного цвета, расшитая золотом и драгоценностями, такая одежда необычайно украшала и как бы намекала на сладостные грёзы, спрятанные под ней. Философ и писатель Сенека разразился по этому поводу саркастическими высказываниями: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тело, ни чувство стыдливости… Их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне…»

Дел у красавиц было множество, времени на уход и украшение собственной персоны уходило невероятное количество. Начинать надо было с просьб о деньгах, которые следовало ещё выпросить у мужа или отца, а их нужно было много. Ювелирные украшения должны быть достойны красавицы и также достойно украшать её туалеты. Первое – это венок, сначала их плели из цветов и листьев, затем стали отливать из золота. Он должен быть к лицу по размеру и высоте. Жемчужные нити и повязки, вышитые шёлком и золотыми нитями для причёски. Купить модные серьги в виде небольших полушарий или в форме больших капель. Заказать мастеру браслеты на запястья и щиколотки, найти достойное украшение для шеи – ожерелье из золота с жемчугом. А кольца? Разве можно обойтись бе них?!

В Риме кольца знали давно, но делали их из железа и использовали только как печати. Со временем среди знати появились мода носить золотые кольца, как ювелирные украшения. Полководец и государственный деятель Спицион Африканский Старший (235-185 до н.э.) первым стал носить золотое кольцо, украшенное гранённым драгоценным камнем. Потом уже надевали по несколько колец, позже камни на кольцах стали не только гранить, на них вырезали портреты или гербы – камеи или геммы, вырезанные на изумруде или сапфире они отличались не только виртуозным мастерством, но и дорогой ценой, поэтому для любителей моды победнее изготавливали подобные украшения из крашенного стекла, но обрабатывали его настолько тщательно, что только специалист мог распознать подделку.



Древнеримские историки и писатели оставили множество расказов о безудержных прихотях императоров и частных лиц. Высшим шиком у римской знати считалось за трапезой бросить в чашу с виным уксусом большую жемчужину, стоившую целое состояние, а когда она полностью растворится, выписть этот бесценный напиток. Ели на чистом золот, пили из кубков выточенных из цельного аметиста, строили дворцы, украшенные мрамором и золотом, изощрялись в изобретениях невероятных блюд и небывалых увеселений. В эпоху Империи любовь к роскоши распространилась на одежду, украшения и косметику. Модные ухищрения возникали чуть ли не ежедневно. Росло пристрастие к богатым тканям и необычным ювилирным украшениям из золота и драгоценностей.

    Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда.

Основная цель гигиены – это сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиенической науки:

    Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

    Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию.

    Научные обоснования и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов.

    Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство, разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

    Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Забота о здоровье – важнейшая задача медицинской и практического здравоохранения. Решение этой задачи достигается двумя путями:

    Профилактическим, т.е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней

    Восстановительным, или путем лечения больного человека.

Оба пути осуществляются одновременно, однако первоочередным и более эффективным, а следовательно, и приоритетным в деятельности медицинского работника любого профиля должен быть профилактический путь.

2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела.

Гигиена как наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но корни ее уходят в глубь веков. Уже у народов Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме мы находим следы довольно развитой санитарно-гигиенической культуры. Как и всякая культура, она с момента возникновения имеет социальный характер, так как выражает потребности различных групп людей, а не одного человека. Однако на развитие гигиены влияют и другие факторы - сложившиеся обычаи, развитие научных знаний, житейский опыт, религиозные культы, социальный состав общества.

Санитарно-гигиеническая культура Древней Греции. Спартанское государство возникло в результате завоеваний больших территорий, где местное население было обращено в рабов, принадлежавших всей общине спартиатов. Так как спартиаты составляли меньшинство населения, то для сохранения своего господства им нужны были сильные и ловкие воины, которые могли бы участвовать в сражениях, подавлять восстания рабов. Это наряду с другими причинами способствовало развитию культа силы и физического здоровья и нашло отражение в гигиенических обычаях. Грудных детей в Спарте не пеленали, держали обнаженными до годовалого возраста. Одних это закаляло, другим приносило гибель. Когда мальчики подрастали, их заставляли заниматься бегом, верховой ездой, игрой в мяч. Поощрялись кулачные бои, фехтование, метание диска, копья. Эти упражнения считались обязательными для будущего воина.

В Афинах и других греческих государствах, где проблема военного подавления эксплуатируемых не стояла так остро, личность античного гражданина развивалась более гармонично. Военные упражнения не играли доминирующей роли, главное внимание уделялось овладению знаниями и спорту.

В Греции в 776 г. до н.э. в г. Олимпии состоялись первые спортивные игры. Постепенно они стали всегреческими. Традиция проведения этих игр в последующем была принята большинством государств мира. Олимпийские игры в настоящее время - крупнейшие международные соревнования.

Санитарно-гигиенические знания в трудах греческих философов. Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Так, великий греческий философ Пифагор (VI в. до н. э) был известен не только как математик, открывший зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, но и как гигиенист. Он считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду. Пифагор ратовал против переедания, запрещал потребление вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений. В его трудах мы находим некоторые сведения о психогигиене, в частности о влиянии музыки на работоспособность и настроение.

Большое значение для становления гигиены как науки имели труды основателя медицины Гиппократа (460-377 до н.э.). Он был первым медиком, который стал изучать влияние почвы и воды данной местности, а также особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. Он первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, резкими изменениями погоды, колебаниями температуры, качеством воды, почвы и т.д., а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и пр.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Труды Клавдия Галена. Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). В отличие от своих предшественников Гален считал, что гигиенические рекомендации надо выводить из анатомо-физиологических знаний. В какой-то степени Галена можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Востока. Еще в древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот. Культура Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие более поздних цивилизаций.

Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР).

После того как Луи Пастер доказал, что микробы причастны к заразным заболеваниям, появились новые отрасли гигиены - эпидемиология и санитарная бактериология, которые дали возможность разработать ряд эффективных мер по пресечению эпидемий.

Параллельно с эпидемиологией развивалась экспериментальная гигиена, основателями которой считаются английский ученый Парке и немецкий ученый Петтенкофер. Они разработали методы определения концентрации углекислого газа в помещении, выявили влияние состава почвы, воздуха, воды на организм человека, провели инженерно-гигиенические работы в области вентиляции и отопления, впервые установили гигиенические нормы санитарной оценки качества воздуха, почвы, воды, жилища, одежды.

Гигиена как самостоятельная наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но необходимость введения санитарного законодательства была осознана намного раньше. Так, первый в Европе санитарный совет состоялся в 1802 г. во Франции, но влияние его было небольшим, а к началу XX в. наметилось довольно значительное расхождение между достижениями гигиены и ее практическим использованием. Гигиенисты могли определить, каким нормативам должны соответствовать жилище, труд, питание человека, но они были бессильны обеспечить людей работой, снизить квартирную плату и т.д.

Санитарно-гигиеническая культура древней руси и дореволюционной России.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

    Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами.

Методы гигиены делят на:

I Методы изучения окружающей среды

II Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека

Методы изучения окружающей среды включают:

    Метод санитарного описания

    Инструментально-лабораторные методы

Задачей санитарного описания является оценка санитарного состояния того или иного объекта окружающей среды по внешним признакам. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения – водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда населения, больничные, школьные учреждения и т.п. С помощью метода возможно выявление вредного действия на организм того или иного фактора окружающей среды, установление наличия и характера влияния этих факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания населения. Описанию подвергают те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека. Данный метод позволяет охарактеризовать фактор среды лишь косвенно (субъективно).

Для количественной (объективной) оценки фактора санитарное описание необходимо дополнять инструментально-лабораторными исследованиями. В зависимости от того, какие факторы изучаются, могут использоваться следующие инструментально-лабораторные методы исследования:

    Физические - с помощью них определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрацию, радиоактивное излучение и др. К этим методам относят термометрию, барометрию, шумометрию, виброметрию и др.

    Химические – применяются для определения химического состава пищевых продуктов, почвы, воды, воздуха.

    Физико-химические – при помощи этих методов определяют либо физические либо химические компоненты. К этим методам относят полярографию, спектрографию и др.

    Биологические – определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктов биологических объектов- микроорганизмы, гельминты, вирусы, насекомые и др. К ним относятся микробиологические, гельминтологические, вирусологические, и другие методы исследования.

    Санитарно-статистические – используют для количественной характеристики объектов окружающей среды. К их числу относятся методы расчета средних значений, показателей распределения и наглядности, других экстенсивных и интенсивных показателей, корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализа.

    Географические методы – применяют для количественной и качественной характеристик объектов окружающей среды на территории больших регионов. К их числу в первую очередь относятся картографический метод. Существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, динамики загрязнения и др.

Методы изучения влияния окружающей среды на здоровье и организм человека включают:

    Методы натурного наблюдения

    Методы экспериментального исследования

Используются следующие методы натурного наблюдения:

    Клинические – используют для определения клинических признаков влияния окружающей среды на здоровье людей. К ним относятся: осмотр, аускультация, пальпация, перкуссия, рентгенография и пр.

    Физиологические – применяются для регистрации доклинических изменений функциональных показателей органов и систем организма. В эту группу методов входят термометрия, методы определения работоспособности, утомления, функционального состояния ЦНС, состояния потоотделения, АД, аудиометрия и др.

    Биохимические – используются для определения химического состава жидкостей и тканей организма. Это например, определения содержания оксигемоглобина, глюкозы, гликогена, хлоридов, кальция, витаминов, ферментов и других физиологических компонентов крови, а также содержания в ней токсических веществ – свинца, ртути, метгемоглобина и др.

    Санитарно-статистические методы – используют для количественной характеристики состояния здоровья (методы расчета средних, экстенсивных и интенсивных показателей) и для количественного определения зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды (методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, факторного анализа).

    Медико-географические методы – применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории того или иного региона таких показателей здоровья населения, как уровни заболеваемости, инвалидности, смертности, установления причинно-следственных связей между пространственным распределением интенсивности параметров различных факторов окружающей среды и значений показателей здоровья населения.

К методам экспериментального исследования относят:

    Лабораторный эксперимент на животных – проводится в специальных камерах, на стендах или установках для изучения влияния на организм животных химических, биологических, физических факторов среды с целью установления их безопасных величин или уровней. Чаще всего этот эксперимент проводится с целью гигиенической регламентации факторов окружающей среды – установления ПДК и ПДУ.

    Лабораторный эксперимент на людях-добровольцах, допускается лишь в тех случаях, когда есть полная проверенная безопасность для здоровья человека. Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов и других гигиенических регламентов. Например при гигиеническом обосновании максимально-разовой ПДК (изучение порогов обнаружение запаха, раздражающего действия, рефлекторных реакций в условиях кратковременных экспозиций).

Эксперимент с моделированием природных условий проводится на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие в окружающей среде. Например, так изучают процессы накопления в почве и растениях экзогенных химических веществ, таких как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы, и др.

«Основы медицинских знаний» - Актуальность и значимость: Инновационный потенциал проекта. Ожидаемые результаты: Разработан УМК и программа по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей». Название проекта: продолжение проекта 2007 г. Организация – головной исполнитель: Общее число исполнителей. Коммерческая перспектива проекта.

«Медицинская психология» - Изучение психологии семейных отношений. Изучение изменения отдельных психических функций при соматических ипсихических заболеваниях. Учебное занятие Сделать анализ составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Ввёл термин «соматопсихический»,подчеркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.

«Дети группы риска» - Детская поликлиника. Коррекция социально-психологическая служба при детской поликлинике. Профилактика СОП. Женщины фертильного возраста. Внутришкольный учет. Информационно-просветительская работа. Социальный работник женской консультации. Ранняя диагностика пороков развития плода. Система работы по ранней профилактике СОП.

«Качество медицинской помощи» - Актуальность проблемы. Потребность в скорой медицинской помощи. КЖ лиц пожилого возраста. Основные жалобы: По уровню образования. Семейное положение. Всего респондентов – 206 человек Средний возраст 68,37±5,49 лет, мужчин - 40, женщин -166. Возрастная структура населения г. Астаны. Среднее количество заболеваний на одного человека - 3,41±0,18.

«Клиническая смерть» - Клиническая смерть. Непрямой массаж сердца. Прекардиальный удар. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Способ «изо рта в рот». Искусственная вентиляция легких. Способ «изо рта в нос». Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.

«Профилактика суицида» - Четвертый уровень – третичная профилактика. Первый уровень – общая профилактика. Умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). М.: МГППУ, 2006. Второй уровень – первичная профилактика. Бурмистрова Е.В.. И если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

Всего в теме 12 презентаций