Йога для гормональной системы: улучшение функций желез внутренней секреции. Лечение медитацией Упражнения для восстановления активизации функций гипоталамуса


Медитация один из самых лучших методов лечения и избавления от страха, а ее положительное воздействие признано многими известными психиатрами и известными личностями. Данные о лечебных свойствах медитации подтверждены научными исследованиями.

Многие христиане думают, что медитация это плохо, медитация это опасно, ведь им это внушают их священнослужители. В статьях типа: «Чем опасна медитация». Но эзотерические (скрытые) знания существуют во всех религиях. В христианской религии есть эзотерика культа, есть таинство жизни во Христе, и другие таинства (крещения, венчания). Кроме того, эзотерический аспект в христианстве представлен святым Иоанном (язычником крестителем Христа, и его любимым учеником одновременно). У тех же христиан существует, долгое смотрение на икону, а это уже медитативная практика, и отрицать это глупо. При этом часто используется и молитва, что тоже довольно близко к медитации. В молитве происходит периодическое повторение одного двух слов, как правило это обращение к богу. А постоянное повторение звука, или слова в течении определенного времени- это уже тантра. Поэтому, не стоит пренебрегать лечебными свойствами медитации.

Кроме того, к медитации относиться плохо, поскольку она взята все-таки из буддийской практики. Конкуренция, им не нужна. Но те же священнослужители же говорят, что существует один бог. А, следовательно, другая религия, это просто другой путь к этому богу. Поэтому, все инсинуации по поводу опасности медитации, это просто ограничение верующих в возможности выбора, и ограждение их от возможности познать иное, и не дай бог, перейти в другую религию. Значит, что даже если вы истинный христианин, вы можете использовать ее в своих целях. Но я не настаиваю на применении медитации, я просто излагаю факты.

Что такое медитация?

Медитация это осознанное общение человека с всевышним (богом, создателем, Абсолютом, высшим разумом, информационным полем, природой) не важно, как вы это называете. Часто человек боится, поскольку не воспринимает создателя как любовь, а понимает его как всемогущее грозное существо (даже не сущность). Многие и бога видят как грозного дедушку, сидящего на тучке. Медитирующий находит, устанавливает связь высшей сущностью, а страхи его начинают проходить, и приходит осознание того, что бог это любовь, жизнь, это осознание избавляет человека от самого главного страха - страх смерти. А именно из этого страха (инстинкта самосохранения) появляется множество других, менее значительных.

На этом страхе основывается все от страха мышей, пауков, до страха заразных болезней. К тому-же, мы слишком привязаны к тленному миру, и человек боится потерять многое из того, что он имеет: его тело, удобные вещи, его окружающие, деньги, любовь детей и окружающих. Человек бесстрашен тогда, когда ему нечего терять. Надо понять и принять, что мы смертны.

Помочь нам в этом может медитация. Часто, люди не верят в собственную смерть, а себя отделяют от остального мира. Помочь осознать себя как часть мироздания, понизить тревожность -в этом и состоит воздействие медитации. Она успокаивает, умиротворяет человека, примеряет его с судьбой. Самураи, например, могли бы постоянно испытывать страх, находясь постоянно рядом со смертью, но они не позволяли инстинкту самосохранения омрачать их рассудок. Самое главное для человека это жизнь, и все накопленные ценности, не имеют значения, если ты при смерти, или мертв. Поэтому самураи представляли, что они уже умерли, или все равно умрут, (а это со всеми случается рано, или поздно) и для них остается только один путь, отомстить врагу, или неприятелю. Собственно им терять было нечего, и поэтому они практически всегда побеждали, даже если воевали 1 против 5.

Итак, йоги и мастера боевых искусств боролись со страхом, тренируя свою волю и занимаясь медитацией. Многие воины древности могли вводить себя в состояние боевого транса, а именно в таком состоянии адреналин, усиленно выделяемый организмом в момент страха, не ослабляет волю, а, наоборот, способствует "закипанию" крови. Подробнее о проявлениях страха . Т.е. они просто-напросто перемещали свои негативные эмоции на близкие, но действующие противоположно гнев и ярость. Александр Македонский, например, один из опытных полководцев и успешных военных психологов (с этим даже не спорят) старался набирать свое войско только тех людей, которые при встрече с опасностью не бледнеют, а краснеют. Поскольку, когда человек краснеет, происходит, не отливание крови к скелетным мышцам конечностям и сердцу, как при сильном страхе, а наоборот, привив крови к голове. Если человек боится, у него немеют руки и ноги, он не может идти и держать оружие. А, следовательно, он плохой воин. А прилив крови к голове быстро приводит к состоянию бесстрашия.

Деятельность мозга при медитации

При медитации происходят интересные процессы в нашем мозге, правда, полностью, до конца не изученные. Но даже те исследования, которые проведены, дают поразительный результат. Существует много различных исследований, медитации. У нас они практически не проводятся. Я опиралась на данные исследования активности головного мозга во время групповой медитации, проведенные J.P.Banquet , с помощью ЭЭГ. Начальная фаза: “на начальных фазах медитации у испытуемых отмечалась тенденция к замедлению частот электрической активности на 1-2 кол/сек”. “Паттерн этой первой фазы медитации повторялся также и в конце медитации, причем с большим изобилием альфа-волн -- они становились более продолжительными”. Третья фаза: “паттерном генерализованных быстрых частот с доминирующей бетаритмикой -- 20 кол/сек. Отмеченная активность перемежалась с веретенообразными вспышками альфа и тета диапазонов.

Итак, данные большинства исследований медитативных практик, говорят о замедлении и альфаволн и возрастании их по количества, и усилении амплитуды. Кроме того, замедляется работа сердца, изменяется температура тела, наше отношения с действительностью, и как не странно усиливается работа головного мозга. Во время медитации мозг не отдыхает, как сердце и друге органы, как можно было бы подумать, а наоборот, работает в усиленном режиме. Причем усиленно работают только те части нашего мозга, которые в ответе за дружбу (дружелюбие к окружающим), любовь, секс, креативные способности, а те которые отвечают вредные привычки: табакокурение и пристрастие к алкоголю агрессию, практически отключаются. Следовательно, постоянное использование медитация сводит негативные пристрастия на нет. Медитация положительно действует на весь организм в целом, он отдыхает и набирается сил, а клетки мозга не отдыхают, а активно делятся.

Работа гипоталамуса во время медитации

При медитации активно задействован гипоталамус. Гипоталамус часть мозга, которая контролирует сердцебиение, пульс, температуру тела и выполняет др. функции. Температура тела человека, как не странно, очень важный фактор, это не только говорит о болезни, у нее еще более интересное предназначение. Температура тела отвечает за старение нашего организма, чем она ниже, тем старение идет медленнее. На нашей земле существовали и существуют люди, которые очень быстро стареют, а есть и такие, которые не взрослеют и не стареют вообще. Возможно, вы видели таких людей по телевизору, и это не тенденция последнего времени, такие люди существовали всегда.

В Шотландии в XII веке в жила девушка, по имени Мери, она быстро постарела и умерла в 23 года. Василий Михайлов жил и тоже быстро старел, и умер в 19-летнем возрасте, он к концу своей жизни выглядел дряхлым стариком. Томас Шеффилд также умер “от старости” в 18 лет. Это факты зафиксированные наукой, и описанные в медицине. На сегодняшний день на земле живут два «молодых старика». Наука быстрое старение людей объясняет высокой температурой их тела, т.к. у всех тех, кто быстро стареет, температура была выше обычной.

Контроль за температурой тела

Контроль за температурой тела происходит именно в гипоталамусе. Они объясняют это тем, что у всех этих людей были генетические сбои или травмы головного мозга. Ламы медитируя, используют гипоталамус, и они могут контролировать температуру тела, сердцебиение и пульс снижая активность организма и “законсервировать” его. При этом они могут впадать в долговременное состояние, которое находиться где то между сном и явью, это состояние наподобие транса, или измененного состояния сознания. Выйти их него они могут даже через несколько лет. Воздействия от медитации являются только благоприятными все исследователи ее полагают, что с помощью не можно избавиться от лечить различных психологических и психосоматических нарушений. К таким излечивающимся медитаций нарушениям, обычно относят: повышенную тревожность, фобии, посттравматические последствия, стрессы, мышечное напряжение, бессонницу и слабую депрессию. Регулярное использование медитации в течение длительного времени поможет уменьшить наркотическую, алкогольную и табачную зависимости, ее можно рекомендовать больным и заключенным как средство снижающее тревожность, агрессию и склонности к рецидивам.

Более новые исследования, и более совершенный контроль выявил, что многие физиологические эффекты, выявленные при медитации, на самом деле могут быть вызваны и другими техниками самоконтроля: релаксацией, биологической обратной связью или самогипнозом. Но все равно медитация это более универсальное средство.

Надо сказать, что медитацией лечатся не только страхи, но депрессии и нервное перенапряжение, и вообще восстанавливается психическое состояние человека. Кроме этого, зафиксированы случаи, когда поддаются лечению медитацией и телесные заболевания. В частности, офтальмологическим заболеваниям, и даже замедлялось прогрессирование ВИЧ.

«Если в ближайшем будущем мир оделит своих дипломатов, высших чиновников, законодателей, жителей надлежащими железами внутренней секреции, особенно передней долей гипофиза, и чуть-чуть подавит работу коркового вещества надпочечников, войн, возможно, больше не будет». – Сэмюэл Уиллис Бандлер. Железы внутренней секреции.

Данный эпиграф показывает степень значимости такого эндокринного органа, как гипофиз в эволюции человечества и переходе от третьей плотности разделяющего самоосознания к четвёртой плотности объединяющей любовь и понимание.

«Кое-что, хотя и немного, известно насчет гипофиза, но его особая важность (поскольку он воздейст­вует на психологические реакции человека) еще недостаточно осознана”.

Эти слова, сказанные Джуал Кхулом почти сто лет назад, практически не поменяли общее представление о гипофизе, а современная эндокринология всё ещё блуждает в потёмках физиологических догм и гормональных экспериментов.

Однако пролить свет на одну из главных желёз в нашем организме, которую Мэнли Палмер Холл, известный оккультист и энциклопедист, охарактеризовал, как “ключ к пониманию телесной гармонии, ибо является «барометром» всей цепи эндокринных желез, необходимо. Ведь среди символических названий гипофиза есть Святой Грааль, хвост Дракона Мудрости (голова Дракона Мудрости – шишковидная железа), «мост ума». Кроме того, под « Женитьбой» подразумевался брачный союз Солнца (шишковидная железа) и Луны (гипофиз) в головном мозге.

Исследовать тему главных желёз тела необходимо ещё и потому что, на мой взгляд, в связи вступившими в силу изменениями планеты и текущей – циклическим процессом перехода обучившихся душ в более высокие состояния сознания/плотности/измерения, соответствующие частоте излучаемого ими света и свободным выбором, мы стремительно изменяемся, что неизбежно сказывается на функциях главных органов и систем тела.

В данном материале мы рассмотрим связь гипофиза и эпифиза, гипофиза и центра аджна, гипофиза и щитовидной железы, гипофиза и поджелудочной железы, гипофиза и , как с эзотерической, так и научной точек зрения.

Предлагаемая вашему вниманию статья продолжает цикл опубликованных ранее материалов об эндокринной системе, начатых в и .

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СВЯЗЬ С ЧАКРАМИ

Эндокринная система, на вершине которой находится гипофиз, эпифиз и гипоталамус, является не просто физиологической системой, обеспечивающей секрецию и отвечающей за гормональный фон человека.

Эндокринные железы образуют великую связующую систему тела, являясь экстернализацией эфирных центров или их внешним, физическим аналогом.

Другими словами, эндокринная система является аналогом центров в эфирном теле (чакр), тесно с ними связана, как личность с душой, и оживляется энергиями, приходящими с различных мерностей и планов . Но, в первую очередь, с эфирного, витального или жизненного тела - физического аналога каузального или причинного тела души.

7 главных желёз* взаимодействуют особым способом, питаясь от витального или эфирного тела и указывая на эволюционную точку достижения человека, его природу и выраженное сознание.

Эндокринные железы оказывают как физиологическое, так и психологическое действие на личность и ее внутренние и внешние контакты и связи, приводя к различным психосоматическим, физиологическим и психическим реакциям.

Гиперфункция, увеличение в размерах или функциональная недостаточность эндокринных желёз является следствием не столько физических процессов в организме человека, как рассматривает их ортодоксальная наука, а и психических, как в . Кроме того, в оккультизме физическое тело не рассматривается как принцип, вследствие более тонких воздействий на природу человека.

Индикатором функциональных изменений в эндокринной системе являются тонкие тела и их сбалансированность между собой. А это «невидимые» и часто неощутимые влияния пранической, сексуальной и духовной энергий, встречающие сопротивления тела из-за отсутствия направляющей разумности сознания.

Данные и приводят к всевозможным отклонениям и отсутствию здоровья или нарушению циркуляции, как в энергетических центрах и, как следствие, в эндокринных железах.

Шишковидная, щитовидная и вилочковая железы – главные приёмники, передатчики и преобразователи низших энергий для слияния их с энергиями души и духа. Однако не последнюю роль в этом ансамбле, как мы увидим дальше, играет и гипофиз.

Ведь, к примеру, гипофиз или питуита́рная железа́ создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролируя индивидуальные биоритмы и процессы развития тела.

Ключевой ролью гипофиза является приведение в действие генетической программы полового созревания тела, а также сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов.

В момент полового созревания и вплоть до его окончания, в связи с увеличением/активностью гипофиза и половых желёз, шишковидная железа начинает постепенно атрофироваться и к 21 году её внутренний потенциал становится спящим.

Однако если подрастающий человек адекватно реагирует на проявления гормональной бури, шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процесс включения данной функции.

Более того, она позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов на стимуляцию и побуждением к действию, тем самым определяя способность человека управлять своей сексуальной природой.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ О ГИПОФИЗЕ. ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Так что же собой представляет hypophysis нижний мозговой придаток, расположенный у основания головного мозга в
костном кармане, называемом турецким седлом, и оказывающий влияние на рост, развитие, обмен веществ организма?

И почему так велика природная магия органа, вес которой не более 1 грамма, нормальная высота составляет 3-8 мм, а ширина 10-17 мм?

Только ли дело здесь в гормональных «способностях» гипофиза? Уверен, не только. И вы также сможете в этом убедиться, дочитав статью до конца.

Не вдаваясь в анатомические и физиологические особенности работы гипофиза лишь отмечу, что его гормональный фон зависит от многих факторов, но наиболее важное воздействие на него оказывает именно эпифиз, который будучи расположенным, анатомически позади, является физическим проявлением Души или её сокрытым светом, преобразующим свет личности.

Интересно в этой связи рассмотреть современные биологические исследования эпифиза человека с точки зрения влияния света, которые я не затрагивал в предыдущем материале .

Согласно научным данным, шишковидная железа – составная часть фотонейроэндокринной системы . Такой привычный для нас дневной свет, оказывает тормозящее влияние на активность эпифиза, а темнота – стимулирующее. Свет не проникает напрямую к эпифизу, однако последний имеет ганглиозную связь с сетчаткой: сетчатка воспринимает свет и посылает по ретино-гипоталамическому тракту сигналы в гипоталамус, откуда через цепь нейронов достигают шейного отдела симпатической нервной системы, переключаются на восходящие симпатические волокна, которые проходят через верхний шейный ганглий внутрь черепа и наконец, иннервирует (питает) эпифиз.

Отсюда – величайшая важность медитативных занятий и осознанных сновидений. Первые – стимулируют шишковидную железу, через стимуляцию внутреннего свечения, а вторые – задействуют спящее сознание, пробуждая его к возможности функционирования в области бессознательного.

Однако будет неверно рассматривать гипофиз вне связи с мозгом и его функциями, как личностного, так и духовного характера.

МОЗГ, ГИПОФИЗ, ШИШКОВИДНАЯ И КАРОТИДНАЯ ЖЕЛЕЗЫ

Джуал Кхул или учитель Тибетец, давший миру через А. А. Бейли 5 трактатов фундаментальных знаний, приводит некоторые положения в форме трёх базовых утверждений, которые помогут вам осознать связь гипофиза с альта центром и шишковидной железой.

1. Мозг представляет собой тончайший приёмно-передающий аппарат:

а. Он принимает информацию, которую передают ему чувства с эмоционального плана и от ума.

б. С его помощью низшее личностное “я” сознаёт своё окружение, характер своих желаний и своих ментальных особенностей и узнаёт об эмоциональных состояниях и мыслях окружающих людей.

2. Мозг преимущественно обусловлен эндокринной системой и гораздо больше, чем осмеливаются признать эндокринологи:

а. Особенно сильно он обусловлен тремя важными железами, непосредственно связанными с субстанцией мозга. Это гипофиз, шишковидная и каротидная железы.

б. Они образуют треугольник с практически не соединёнными вершинами у примитивного человека, иногда соединяющимися у среднеразвитого и прочно соединёнными у духовного человека.

в. Эти железы суть объективное соответствие трёх энергетических центров, посредством которых душа, или внутренний духовный человек, контролирует свой физический проводник.

г. Плотное взаимодействие трёх желез – как у постоянно растущего числа учеников – всегда образует треугольник циркулирующих энергий.

д. Через каротидную железу в продолговатом мозге этот треугольник соединяется с другими железами и центрами.

Два главных центра (соответствующие атма-буддхи, или душе) – это головной центр и альта центр; эзотерически они соответствуют агентам распределения – правому и левому глазу, как и две железы головы: шишковидная и гипофиз.

Так в голове образуются три треугольника, из которых два распределяют энергию, а третий – силу.

А здесь привожу слова ученика Макса Генделя , посчитавшего остаться неизвестным:

«Интересно обратить внимание на то, что щитовидная железа, которая некогда была половой железой, возникает в эмбрионе из той же ткани и почти из того же места, что и передняя доля гипофиза: щитовидная железа становится отростком впереди, а передняя доля гипофиза – отростком позади той же ткани.

Передняя доля гипофиза была названа железой интеллекта, подразумевающей способность ума управлять окружением посредством понятий и абстрактных идей. Все это подтверждает сказанное Максом Генделем, что природа порождающей силы является творческой, проявляющейся через мозг или органы воспроизведения.

Действие щитовидной железы более непосредственно проявляется на внутренней и внешней оболочках тела, коже, слизистых оболочках, волосах, в раздражительности и готовности нервов к реагированию.

Гипофиз действует больше на каркас тела, скелет, его механические опоры и двигатели.

Щитовидная железа повышает энергетический уровень мозга и всей нервной системы.

Гипофиз непосредственно стимулирует клетки мозга.

Щитовидная железа облегчает выработку энергии, гипофиз контролирует ее расход.

Щитовидная железа тесно связана с регулированием очертаний тела и формирует органы в соответствии с их архетипами».

ДУАЛЬНЫЕ/ДУХОВНЫЕ И АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГИПОФИЗА

“Гипофиз - мир Жизненного Духа”.

Похожие материалы:

/i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads/2014/05/18-Neuroplasticity.jpeg?w=640" target="_blank">http://i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads.../18-Neuroplasticity.jpeg?w=640 640w" width="640" />

Таламус является одной из ключевых структур в мозге, которые, как было обнаружено, претерпевают физические изменения в результате продолжительной практики медитации. Длительная практика медитации также влияет на префронтальную кору, теменную долю и средние префронтальные зоны, но здесь я сосредоточусь именно на изменениях таламуса и их последствиях.

Таламус — это структура мозга, пролегающая глубоко в центре мозга и имеет форму, схожую с грецким орехом. Это своеобразная релейная станция, которая проводит всю сенсорную информацию, проходящую через мозг. Итак, независимо от того, являются ли источниками информации наши зрительные нервы, уши, тактильные ощущения, обоняние или вкус, каждый бит информации проходит через таламус. Таламусом опосредуется ощущение того, реально ли что-то или нереально.

Физические корреляты всех ощущений, мыслей и эмоций сначала каскадом проходят через таламус и только затем идут на обработку в другие части мозга. Даже минимальное повреждение этой важнейшей части мозга может негативно сказаться на работе других его отделов.

Очень интересен тот факт, что таламус не проводит различий между тем, что внутри нас, и тем, что снаружи. Он присваивает эмоциональное значение не только тому, что мы получаем посредством органов чувств, но также и нашим концепциям Бога и духовности.

Таламус присваивает эмоциональное значение не только тому, что мы получаем посредством органов чувств, но также и нашим концепциям Бога и духовности

Так же, как и у новой коры, или наружного слоя головного мозга, у таламуса есть правая и левая доли. Активность в этих долях обычно симметрична у большинства людей. Учёный в своих исследованиях обнаружил, что активность в этих двух долях таламуса у опытных практиков медитации несимметрична , — другими словами одна из этих долей, правая или левая, более активна, чем другая. Более того, данная асимметрия в таламусе наблюдается даже тогда, когда они не медитируют. Это важнейшее эмпирическое наблюдение, ведь оно относится к категории объективных научных доказательств того, что длительная практика медитации по крайней мере коррелирует с глубокими и продолжительными изменениями в мозге (если не является их причиной).

Согласно одной из интерпретаций этой асимметрии, с помощью постоянной медитации мы начинаем лучше сознавать глубинное ощущение бытия: в собственном переживании мы начинаем осознавать, что мы больше, чем наш ум, больше, чем наш мозг, что есть нечто более глубокое в нас, что не обязательно привязано к телу или уму, и каким-то образом эта наша глубинная часть едина со всем. Асимметрия в таламусе, похоже, является индикатором того, что чем больше мы на своём опыте осознаём это более глубокое чувство бытия, тем больше данное сознавание изменяет нашу физиологию.

Повторюсь, таламус является посредником нашего ежедневного восприятия мира; но поскольку мы испытываем эту бо́льшую духовную реальность в нашем внутреннем пространстве, это бо́льшее чувство единства, это бо́льшее чувство освобождения и связи с миром во время медитации — каждый день на протяжении многих месяцев, — что, по всей видимости, происходит, так это бо́льшая активация одной стороны таламуса в сравнении с другой. Из этого следует, что наши интерпретации реальности фактически становятся частью нашей физиологии — они де факто трансформируют наш мозг. Наши привычные способы интерпретации реальности имеют тенденцию в той или иной степени физически закрепляться в мозге.

Чем больше мы на своём медитативном опыте осознаём более глубокое чувство бытия, тем больше данное сознавание изменяет нашу физиологию

По мере того, как таламус трансформируется под влиянием глубокой медитации на протяжении нескольких лет, он, вероятно, естественным образом начинает передавать осязаемый опыт этой бо́льшей реальности, неважно называем ли мы её Богом; шуньятой, или пустотой (в буддизме); Шивой или Шакти (в индуизме); или Духом; или Первоистоком. Эта бо́льшая реальность становится настолько реальной в нашем опыте, что она буквально трансформирует таламус, вызывая продолжительную асимметрию в активности долей таламуса.

Словами Ньюберга:

…чем больше вы концентрируетесь на Боге, тем более реальным будет ощущение Бога. Но это будет не симметрическая «реальность», вместо этого она будет восприниматься «асимметрично» в том смысле, что реальность будет представать отличной от обычного её восприятия.

По-видимому, после многих лет практики медитации это асимметричное восприятие (например Бога, Духа, пустоты, шуньяты, Шивы или Шакти и т. д.) становится естественным аспектом повседневного опыта, таким же реальным, как и всё остальное, а возможно — даже более реальным ; из чего и следует вышеупомянутая асимметричная активность.

В йогических традициях центральная зона, в которой находится таламус, играет важную роль в духовном пробуждении. Многочисленные пучки нервов, исходящих от всех участков тела, поднимаясь по позвоночнику, проходят через таламус, пока не распределятся через мозолистое тело в форме огромного количества нервных волокон, ветвящихся вдоль макушки головы по всей новой коре. Это многообразное разветвление миллионов нейронов отчасти и включает в себя физический кореллят сахасрары, или «коронной» чакры — тонкого энергетического центра, также называемого «тысячелепестковым лотосом» в йогической философии.

Наши привычные способы интерпретации реальности имеют тенденцию в той или иной степени физически закрепляться в мозге

Вблизи этой центральной зоны, где связки нервных волокон встречаются с таламусом, находятся гипофиз, гипоталамус, эпифиз и третий желудочек головного мозга, известный как «Пещера Брахмы» в крийя-йоге. Одна (или более) из этих центральных зон являлись объектами сосредоточения в различных традициях медитации на протяжении тысячелетий. Эта центральная зона часто ассоциируется с глубокими прозрениями, духовным видением и высшим восприятием. По существу, получив название «третий глаз», она играет столь же важную роль в пробуждении биоэлектрической системы тела, включая и спящую энергию кундалини-шакти в корневом центре, а также сознавание безусловной, растапливающей сердце любви в сердечном центре.

С точки зрения научных исследований влияния медитации на таламус, мы можем видеть, что различные традиции медитации справедливо придавали большое значение этой центральной зоне как одному из важнейших центров для концентрации во время медитации. Согласно созерцательным традициям, по мере того, как духовная энергия, активированная во время практики медитации, поднимается по тонким энергетическим каналам человеческого тела в эту резонансную центральную область, по истечению некоторого времени у практикующих начинают происходить значительные и устойчивые изменения в восприятии самих себя и мира. И наука, похоже, указывает на тот факт, что эти трансформации возникают как асимметричная активность в таламусе, приходящая с живым и осязаемым опытом бо́льшей свободы и полноты.

МЕДИТАЦИЯ (лат. «размышление») внутренняя концентрация и сосредоточение ума, контроль собственных мыслительных процессов. Исторически возникла в различных религиозных практиках (буддизм, суфизм, иудаизм, даосизм). В современном виде используется в психотерапии как метод психической релаксации и достижения ИСС.

Научные исследования о влиянии медитации на физиологическое и психологическое состояние человека.

Существует множество типов медитаций. Это трансцендентальная медитация, чакра йога, риндзай-дзэн, мудра-йога, суфизм, дзэн-медитация, дза-дзэн, сото-дзэн, даосские медитативные практики (цигун) и др.

Так как медитация очень популярна и доступна в освоении, она является одной из наиболее изученных техник релаксации. Исследования подтвердили влияние медитации на физиологическое и психологическое состояние (Дж.Гринберг):

Физиологические эффекты медитации были обнаружены в процессе изучения индийских йогов и мастеров дзэн. В 1946 году Тереза Броссе обнаружила, что индийские йоги могут контролировать биение своего сердца. Другое исследование показало, что индийские йоги могут замедлять дыхание (до шести вдохов в минуту), на 70 % снижать электрическую активность своей кожи (показатель кожно-гальванической реакции), а мозг начинает вырабатывать преимущественно альфа-волны. Частота сердечных сокращений уменьшается на двадцать четыре удара в минуту в отличие от нормы. Последующие изучения йогов и мастеров дзэн подтвердили полученные результаты.

В более поздних исследованиях была предпринята попытка проверить обнаруженные ранее физиологические эффекты медитации. Дж.Эллисон сравнил ритм дыхания медитирующего человека с ритмом дыхания смотрящего телевизор и читающего книгу. В процессе медитации дыхание замедлялось с двенадцати с половиной вдохов в минуту до семи. Замедление дыхания в процессе медитации было обнаружено и подтверждено во всех исследованиях на эту тему.

Группа ученых выявила эффект расслабления мышц во время медитации. В эксперименте Л.Д.Цайковского и исследовании Ричарда А.Фи было показано, что степень мышечного напряжения у медитирующих людей гораздо ниже, чем у контрольной группы, не практикующих медитацию.

Снижение частоты сердечных сокращений было обнаружено в более ранних исследованиях индийских йогов и проверено в последующем. При сравнении опытных практиков (с пятилетним стажем) с менее опытными (один год) и с новичками (с семидневным опытом), а также с людьми, практикующими другие релаксационные техники, было обнаружено, что самое заметное снижение частоты сердечных сокращений наблюдается у опытных и менее опытных людей, практикующих медитацию. Даже при просмотре фильмов о несчастных случаях сердцебиение людей, практикующих медитацию, приходило в норму быстрее, чем у тех, кто не занимается медитацией.

Кожно-гальваническая реакция - способность кожи вырабатывать электрический заряд - у практикующих медитацию отличается от реакции тех, кто ею не занимается. Чем слабее электрический заряд, тем меньшему стрессу подвергается человек. Эти открытия привели ученых к следующему выводу: люди, практикующие медитацию, лучше справляются со стрессом, а их автономная нервная система более стабильная.

Итак, было доказано, что медитация положительно сказывается на повышенном артериальном давлении, предотвращает перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола, а также количество усваиваемого алкоголя, то есть большая его часть из организма выводится. Кроме того, доказано, что люди, занимающиеся медитацией, реже обращаются в службы здравоохранения. Это, в свою очередь, экономит деньги организации, в которой они работают.

Предпосылкой для серии новых исследований послужил эксперимент Роберта Кейта Уолласа. Уоллас был первым, кто стал изучать эффекты медитации научными методами. В своем первом исследовании и в последующей совместной с Гербертом Бенсоном работе Уоллас показал, что в результате медитации в организм поступает меньше кислорода, снижается ритм сердцебиения и волновая активность мозга. Он также продемонстрировал, что медитация повышает сопротивляемость кожи, снижает выработку крови (это связывалось с уменьшением тревожности) и продукцию углекислого газа. В процессе медитации также усиливается приток крови к конечностям.

Так как тело и психика неотделимы друг от друга, нас не должно удивлять то, что физиологические изменения вызывают психологические. Множество исследований подтвердили тот факт, что люди, занимающиеся медитацией, обладают более крепким психологическим здоровьем, чем остальные.

Например, обнаружено, что практикующие медитацию люди менее тревожны. Однако более важно то, что тревожность можно снизить, обучив людей медитации. После восемнадцатинедельного медитативного тренинга у школьников снизилась экзаменационная тревожность. Разные исследования показали, что тревожность - будь то черта характера или состояние - снижается после некоторого времени занятия медитацией.

Кроме снижения тревожности, ученые обнаружили, что медитация способствует установлению внутреннего локуса контроля, более успешной самореализации, более позитивному восприятию стрессоров, улучшению сна, снижению потребности в курении, избавлению от головных болей и позитивному состоянию психического здоровья в целом. В комплексном обзоре психологических эффектов медитации Шапиро и Жибер приводят примеры исследований, в которых обнаружено, что медитация снижает тягу к употреблению наркотиков, силу страхов и фобий. Медитация - замечательный способ управления стрессом, а также источник позитивных эмоций у человека. С помощью медитации можно устранить даже пищевые расстройства.

С конца 1950-х годов в Китае проведено немало экспериментальных наблюдений, накоплено большое количество данных. Дун Цзиньту в статье «Научный цигун и биологическое отражение» (Ма Цзижень, М.Богачихин «ЦИГУН») указывал, что за рубежом только в 1970-е годы появились ускоренные методы исследования в этой области. Исследования Беньсэня (Китай) показали, что цигун, изменяя главным образом функции гипоталамуса, воздействует на переход от реакции напряжения к реакции расслабления. В состоянии реакции расслабления физиологические изменения у тренирующегося следующие: количество потребляемого кислорода, давление крови, частота сердечных сокращений и дыхания, содержание молочной кислоты в крови артерий уменьшаются: величина тока крови в неподвижных мышцах предплечий несколько повышается, в коре головного мозга образуются медленные альфа волны; одновременно во всем теле понижается деятельность симпатической нервной системы. Зарубежный анализ этого механизма полностью совпал с результатами исследований в Китае в 50-е годы.

По мнению известного ученого Цянь Сюэсэня изучение цигун даст новые сведения о реакциях психологической активности на функционирование внутренних областей всего тела, и поскольку ясность в отношении цигун обычно у людей еще отсутствует, то потенции не используются – речь идет о скрытых силах человека».

Таким образом, наряду с непосредственным оздоровительным действием, медитация затрагивает самые глубокие духовные пласты жизни человека, открывая доступ к тем частям личности, которые в обычной жизни закрыты бытовыми заботами, проблемами и социальными масками. Медитация – способ налаживания диалога между сознанием и подсознанием. Во время медитации содержание подсознания «всплывает», проявляет себя в сознании. Медитативная практика способствует развитию интуиции, пробуждает ее, что может стать важным ресурсом в повседневной жизни, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

Метод медитации является одним из важных методов психологической саморегуляции и может быть с успехом применен для предупреждения и борьбы со стрессом (включая профессиональный стресс).

Метод медитации можно использовать как для получения быстрых психотерапевтических результатов, так и долговременных. Практика показывает, что даже непродолжительные занятия медитативными практиками положительно сказываются на здоровье человека. Продолжительные занятия развивают более устойчивые навыки саморегуляции.

Люди, практикующие медитацию, лучше справляются со стрессом, а их автономная нервная система более стабильная, они менее тревожны. Однако, более важно то, что тревожность можно снизить, обучив людей медитации.

Наряду с непосредственным оздоровительным действием, медитация затрагивает самые глубокие духовные пласты жизни человека, открывая доступ к тем частям личности, которые в обычной жизни закрыты бытовыми заботами, проблемами и социальными масками.

Овладение медитацией требует регулярной практики. Для того, чтобы знание стало в полном смысле личностным – как неотъемлемая часть собственного «Я», как привычный и прилаженный инструмент для работы, — оно должно опираться на личную практику.

МЕДИТАЦИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Начиная с последних десятилетий ХХ века, возрастает психологизация жизни общества, в последние годы она протекает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая революция. Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребованными различные методы психотерапии, психофизической саморегуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире.

Для современной психотерапии характерно объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многовековым опытом традиционных духовных оздоровительных практик. Об интеграции традиционной («альтернативной», особенно восточной) и классической («научной») медицины в последнее время говорится достаточно много. Да и на практике мы видим, что современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки. Так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого личностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию «просветления» в традициях духовного совершенствования.

Существует несколько определений духовного здоровья. В соответствии с некоторыми из них понятие духовности соотносится с существованием некоего Высшего Существа, тогда как в других духовность связана с межличностными отношениями и поиском своего места в мире. Например, согласно одному из определений, духовность – это приверженность определенной религии. С другой точки зрения, духовное здоровье заключается в умении распознать и выполнить жизненную задачу, умении нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реализовать себя. Существует много исследований, подтверждающих связь духовности и здоровья. Например, ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижают влияние психологического стресса, риск физического недуга, изменяют моральные установки. Также исследователи пришли к выводу, что духовность способствует усвоению более здоровых моделей поведения. Все больше признания в современной психотерапии получают медитативные практики, которые использовались нашими предками несколько тысяч лет назад для оздоровления и долголетия.

Медитативные практики относятся к методам психофизической саморегуляции. Своими корнями медитация уходит в восточную культуру (в основном тибетскую и китайскую). Медитация – это упражнение для мозга, которое влияет на состояние тела. Точно так же как и любое физическое упражнение сказывается на психическом состоянии, медитация влияет на физиологию.

Таким образом, поскольку медитация является неотъемлемой частью метода Рэйки, мне хотелось бы обратить ваше внимание на положительное воздействие , которое оказывают медитативные практики на психофизическое состояние человека. И привести несколько аргументов с научной точки зрения.

Психофизическими составляющими медитации являются: контроль за дыханием, мышечным тонусом, эмоциями, потоком мыслей и вниманием.

О пользе контроля за дыханием

Известно, что для человека, находящегося в ситуации стресса, характерно поверхностное (неглубокое), быстрое или прерывистое, грудное дыхание; для человека в состоянии покоя, расслабления, испытывающего комфорт, — медленное брюшное дыхание. Обычно процесс дыхания (как и сокращения сердца, перистальтика желудочно-кишечного тракта и др.) совершается автоматически. С помощью медитативных практик можно научиться внимательно следить за своим дыханием, осознавать его, поддерживать брюшное дыхание, мысленно направлять дыхание в нужный участок тела. Брюшное дыхание – удобный и достаточно действенный инструмент нейтрализации тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, который зачастую оказывается достаточным для того, чтобы человек смог успокоиться в ситуации внезапного кратковременного стресса. Наряду с тем, что глубокое, медленное брюшное дыхание подсознательно ассоциируется с состоянием покоя и отдыха, его противострессовым механизмом является еще и стимуляция блуждающего нерва (основного звена парасимпатической вегетативной нервной системы), способствующая общему расслаблению.

В медитации часто практикуется дыхание через какой-либо участок тела. Что же означает дышать якобы через какую-то часть тела? Естественно, это воображаемое дыхание, существующее лишь в представлении мозга. Физиологически никакого дыхания через кожу или органы тела происходить не может. На самом деле ощущение «внелегочного» дыхания говорит о том, что установилась временная связь между двумя участками мозга: с одной стороны, воспринимающим информацию из дыхательных путей, от дыхательных мышц и, с другой стороны, получающим информацию из соответствующей области тела, не связанной с дыханием. В результате изменения ощущений в выбранном участке тела, прежде всего ритмические колебания их интенсивности происходят синхронно с фазами дыхательного цикла (обычно ослабление интенсивности на вдохе и усиление — на выдохе). Образование подобной временной связи между различными очагами возбуждения в мозге, их влияние друг на друга лежат в основе различных практически полезных феноменов – борьбы с болью, умения управлять собственным пульсом, или артериальным давлением, или настроением. Критерием правильности выполнения упражнения (мысленного направления дыхания в заданную область тела) является синхронность дыхания и ощущений в выбранной части тела. Обычно отмечается одновременность и однонаправленность изменения интенсивности ощущений с фазами дыхательного цикла, например, усиление на вдохе и ослабление на выдохе.

Во многих медитациях применяется метод дыхания через кисти рук. Почему же сосредоточение внимания на ощущениях в кистях оказывает заметное влияние на состояние мозга, да и организм в целом? Для того, чтобы понять и наглядно представить совершенно особую роль в организме наших ладоней и пальцев, следует обратиться к схеме, созданной канадским нейрохирургом У.Пенфилдом, на которой он изобразил проекцию тела на поверхность коры полушарий головного мозга. На этой схеме видно, что размеры зон коры мозга зависят не от размера соответствующих частей тела, а от их значимости для организма. И поэтому площадь, занимаемая проекционной зоной кисти руки, больше, чем любой другой части тела – и туловища, и головы, и прочих. Поэтому сосредоточение внимания на ощущениях, связанных с кистью, захватывает гораздо больший, чем для любой другой части тела, участок коры, а соответственно, оказывает большее воздействие на состояние мозга и сознание.

Важно отметить и то, что при возбуждении, внезапном страхе возрастает также и отношение времени вдоха ко времени дыхательного цикла – вдох становится более продолжительным. Соответственно, человеку, пребывающему в состоянии релаксации свойственно обратное соотношение. В медитации функция более продолжительно выдоха используется для более полного расслабления и успокоения эмоций – расслабление мышцы именно в момент выдоха.

О пользе контроля за мышечным тонусом

Мышечное напряжение является индикатором стресса. Чем более глубоким является состояние стресса, в котором находится человек, тем выше мышечный тонус. При депрессии обнаруживается повышение тонуса дыхательной мускулатуры, а при тревоге и страхе – затылочных мышц и групп мышц, связанных с речью. Таким образом, для нормализации психофизического состояния человека, снятия проявлений стресса обязательно необходимо мышечное расслабление. И наоборот, точно так же, как мышечное напряжение (особенно мышц шеи) является показателем активации, эмоционального возбуждения, так и расслабление мышц свидетельствует о состоянии покоя и отдыха, является ключом для его достижения.

Глубокое мышечное расслабление приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым или стресслимитирующим действием и стимулирующих центры удовольствия мозга – так называемых эндогенных опиатов или эндорфинов. Подобная активация естественного физиологического механизма удовольствия дает не только приятные ощущения отдыха, но и может рассматриваться как профилактика специфического стрессового расстройства – синдрома дефицита удовольствия, которое считается бичом современного общества. Известные йоговские позы-асаны и практики цигун оказывают целительный эффект во многом потому, что для их выполнения человек должен расслабить соответствующие группы мышц.

О пользе контроля за эмоциями

Дыхание, как известно, является одной из важнейших функций организма. Характер дыхания (его глубина, ритмика и др.) весьма тонко отражает эмоциональное состояние человека, является чувствительным индикатором, лакмусовой бумажкой для эмоций. С помощью дыхания можно не только следить за эмоциями, но и управлять ими.

С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Научиться контролировать свои эмоции достаточно просто – нужно ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нем изменения, связанные с эмоциями. Дело в том, что объем внимания человека весьма ограничен. В каждый момент времени мы получаем массу информации как извне, так и изнутри – из нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек зачастую буквально не замечает, что живет в собственном теле.

Элементарный навык самонаблюдения, отслеживания ощущений является важным инструментом мобилизации внимания, что само по себе может служить действенным способом управления эмоциями. По сути, это умение человека быть полностью захваченным непосредственным опытом, пребывать в состоянии «здесь и сейчас». Например, даосская медитация «Внутренняя улыбка» основана на визуализации энергии улыбки и направлении ее к органам тела. При этом ощущения, поступающие в мозг от лицевых мимических мышц (обратная связь) являются одними из важнейших психофизиологических механизмов эмоций.

О пользе контроля за потоком мыслей

Контроль за потоком мыслей можно осуществлять с помощью направленного внимания, спокойного дыхания и мышечного расслабления. Снижение мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Причем эффект наблюдается двукратный: уменьшение как специфической сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий головного мозга, так и неспецифический – от мышц к активирующей системе мозга (ретикулярная формация), поддерживающей кору мозга в бодрствующем состоянии. В условиях глубокого мышечного расслабления, вследствие «незанятости» нейронов мозга переработкой информации, повышается их готовность к синхронизации. А это, в свою очередь, приводит к особым – так называемым измененным состояниям сознания, играющим для человека целительную роль.

Как показывают электрофизиологические исследования – запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состоянии ИСС (измененное состояние сознания), достигаемого при глубокой медитации, разница между полушариями – их асимметрия выравнивается, исчезает. Тогда наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма – и физиологические, и психологические.

Вхождению в ИСС способствуют ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, состояние сознания:

Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу и тем самым помогающее отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.

Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом и заставляющее внимание следовать за собой, а также помогающее направить его в определенные участки тела.

Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу и помогающее ему погрузиться в состояние покоя.

В ИСС изменяются взаимоотношения полушарий. С учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активизируется. Как известно, при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно. Овладев техниками медитации, можно научиться регулировать активность полушарий мозга. Например, одним из способов уменьшить активность доминирующего полушария (у правшей – левого, «сознательного» полушария) является подавление его специфической функции – речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее – остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».

С точки зрения современной науки можно выделить такие основные признаки ИСС, как (1) перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», уходя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы – в частности, найти выход в экстремальной ситуации, например, спасти свою жизнь. Необходимо иметь в виду, что если в ситуациях, связанных с физической угрозой для жизни, это происходит автоматически, то в обыденных жизненных ситуациях такому использованию подсознательных резервов необходимо учиться. (2) Разрешение внутренних, психологических проблем. Применительно к проблемам, связанным с прошлым, это достигается за счет замены эмоционального «ярлыка», соотносимого с неприятным воспоминанием. Разрешение проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования.

Кроме того, ИСС несут с собой еще некоторые полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний (что используется достаточно широко современными целителями – как в белых халатах, так и без оных). Остановка мыслей (состояние «не думания») наряду с отдыхом и снятием нервного напряжения, ликвидацией проблемы «застревания» на неприятных размышлениях, позволяет преодолеть ограничения и негибкость сознательной логики, о чем мы уже ранее говорили, прислушаться к мнению подсознания, вглядеться в глубины интуиции.

Медитацию иногда называют промежутком между мыслями — когда прежняя мысль ушла… «прибытие» новой задерживается; прекращением внутреннего диалога. Переживание состояния внутреннего покоя дает возможность познать самого себя, прислушаться к голосу подсознания, получить доступ к внутренней мудрости, помогающей найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям или избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное — и в то же время, самое простое. Сложное вначале, по мере освоения оно становится очень простым, почти автоматическим.

О пользе направленного внимания

Направлять внимание можно мысленно перемещаясь в различные участки тела. Эффект направленности внимания на определенные участки и физические границы тела занимает важное место во внутренней психологической карте человека и связано с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемый «схемой тела»), влияющим на самооценку и отношения с окружающими. Человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей, а наверху – через макушку головы. Подобный подход используется в даосских медитативных практиках (цигун), где уделяется особое внимание этим трем «кончикам тела»: (1) темени – для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек – небо»); (2) ладоням – воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек – человек») и (3) ступням – усиление ощущения нисходящих потоков «энергии» (граница «человек – земля»).

Распределение «телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов (например, на несколько различных частей тела одновременно), близок к максимально пропускной способности канала осознаваемого восприятия по Г.Миллеру – около 7 или превышающих его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания. Аналогичным образом влияет на состояние сознания и выравнивание ощущений в удаленных участках левой и правой половин тела, способствующее достижению баланса активности левого и правого полушария.

Упражнения на направленное внимание, помимо оздоровительных целей, имеют важное практическое применение в повседневной жизни. Умение управлять вниманием помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда «земля плывет под ногами» и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Жизненно важным это умение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли».

Таким образом, вы видите, что все психофизиологические составляющие медитации тесно связаны друг с другом. Спокойное замедленное дыхание, расслабление мышц, направленное внимание приводят к успокоению мыслей и нормализует психофизическое сознание. Их можно с успехом применять в повседневной жизни. Регулярные занятия медитативными практиками способствуют тому, что человек развивает навыки саморегуляции, которые позволяют ему постоянно поддерживать спокойствие и хорошее самочувствие. Благоприятно сказывается на физическом и психическом состоянии спокойное дыхание, отсутствие излишнего напряжения в мышцах; направленное внимание позволяет контролировать эмоции, спокойствие мыслей — адекватно реагировать на любое событие в жизни. И в этом нет никакой мистики. Всё научно обосновано.

Йога и научный парадокс.

Интересный научный парадокс был открыт учеными исследующими нейрофизиологические процессы во время практики йога-нидры. Каким образом практике йога – нидры удается воздействовать на мозговые центры, вызывая с одной стороны расслабление всей нервной системы, а с другой - поддерживать уровни сопротивляемости физиологических систем. Научные исследования охарактеризовали подобное состояние по-разному: “гипнагогическое состояние”, “конструктивное расслабление”, “реактивное расслабление”. По существу, все эти характеристики определяют один и тот же процесс йога- нидры, а именно - сочетание глубокого психофизиологического расслабления с метаболическим отдыхом, в результате чего в нервной системе происходят весьма существенные сдвиги в сторону высвобождения ранее заблокированных и напряженных зон и вовлечение их в сферу общего гармоничного функционирования.
Физиологические исследований подтвердили данное заключение йога- нидры . Было установлено, что во время сеанса йога- нидры повышается частота биоритмов мозга, снижается сердечный пульс и кровяное давление, повышается уровень циркуляции т. н. “стрессовых гормонов” /адреналина и кортизола/ вследствие активизации надпочечников, существенно понижается активность нервной системы /это находит отражение в повышенном гальваническом сопротивлении кожи (ГСК). Кроме того, психологические тесты зафиксировали значительное снижение невротических состояний, тенденцию к повышению концентрации внимания и к душевному комфорту.

Таким образом, научные исследования подтвердили, что йога нидры действительно возрождает здоровье в ослабленном организме и стимулирует заторможенные и заблокированные резервы, высвобождая их из психофизического плена, повышая уровень самооознания.

Гипоталамус
Научные эксперименты доказали, что эффект йога – нидры коренится в активизации гипоталамуса, который координирует взаимодействие двух функций: психосоматической и соматопсихической. Гипоталамус поддерживает гомеостаз. Его деятельность осуществляется благодаря сигналам, которые он получает от внешних раздражителей и от т. н. “мертвых зон” головного мозга. Получив эти сигналы, гипоталамус мгновенно формирует реакции ума и чувств, рассылая гормоны по всему физиологическому периметру. Гипоталамус также непосредственно связан нервными волокнами со всей лимфатической системой и определяет природу всех эмоциональных переживаний. Природа сна и сновидений также зависит от деятельности гипоталамуса.
Гипофиз
Эта слизеобразующая железа представляет небольшое двухдольное образование, прикрепленное и как бы подвешенное к нижней части гипоталамуса воронкообразным черенком. Организм человека до 8-летнего возраста обусловлен деятельностью двух желез - шишковидной и гипофизом - причем в этой стадии гипофиз контролируется шишковидной железой. Но после 8 лет шишковидная железа атрофируется и гипофиз становится важнейшей железой эндокринной системы. В дальнейшем вся деятельность гипофиза и секреторная активность будет зависеть непосредственно от уровня активности гипоталамуса. Когда гипоталамус накапливает достаточное количество нейросекреций вследствие внешних и внутренних раздражителей, нейрогормоны стекают по воронкообразному черенку в гипофиз, который впрыскивает их в поток крови. Таких жизненно важных гормонов около 29 и они по существу формируют природу инстинктивной и чувственной жизни тела, его волю, страсти, стремления и ментальный климат. Эти могущественные гормоны, разносимые кровью по всему телу, активизируют и контролируют все железы эндокринной системы и особенно такие жизненно важные, как щитовидная железа и кора надпочечников.

Таким образом, гипофизные гормоны ответственны за всю жизнедеятельность организма. Вот почему в настоящей йоге, такое большое значение придается психофизиологическому аспекту, который локализован в межбровном центре и называется аджна чакрой. Многие медитации, так же используют этот же центр. Йога- нидра является тем могущественным средством, которое как раз и предназначено для этой цели.

Центр управления

Практика медитации акцентирует аджна чакру, как важнейший центр управления всей сложней системой пранического тела, расположенного под грубым материальным каркасом физического тела. Этот центр является интегратором как внешней физической, так и внутренней психической жизни человека. Таким образом, аджна чакра – главная чакра связанная с гипофизанрогипоталамной системой. В переводе с санскрита “аджна” означает “приказ”. Чакра управляет разумом и является своего рода командным пунктом по отношению к другим энергетическим центрам. В действительности, именно здесь рождаются те импульсы, которые формируют весь спектр психофизической активности, всю жизнь человека. Гипофизарный гормон роста (ГР) управляет ростом и развитием физического тела, секреторный фактор щитовидной железы (СФЩЖ) отвечает за интенсивный обмен веществ, сексуальные и репродуктивные реакции восходят к гонадотропным гормонам, процесс беременности и вскармливание ребенка сопровождается лактогенным гормоном пролактином, а защитная реакция организма на постоянно меняющиеся ситуации окружающего мира подпитывается адренокортикотропным гормоном (АКТГ).
Тантра указывает, что аджна чакра расположена на вершине позвоночного столба, на уровне средней линии между бровями, т. н. “бхрумадхья”. Концентрация и медитация на этой точке (шамбхави мудра) и практика визуализации по системе йога- нидра пробуждают “третий глаз”, который у многих людей остается закрытым. Пробуждение “третьего глаза” наделяет проницательным видением, расширением сознания и пониманием истинной цели жизни. В человеке пробуждается внутренний руководитель в форме интуиции, который ведет его к совершению целесообразных поступков в различных ситуациях. Подобное осознание в йоге называется “внутренним гуру”. С таким дополнительным опытом осознания йогин раскрывает смысл жизни и достигает совершенства.